Литературный процесс начала 40-х годов отмечен противоречивыми
устремлениями писателей в освоении того или иного типа художественного
сознания. Романтизм еще не утратил своего художественного потенциала. Прежде
всего поэзия тех лет свидетельствует о жизнеспособности романтизма.
Антологическое течение в русской поэзии (А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина,
Л. А. Мей), «рефлективная» поэзия 40-х (Э. П. Губер,
Н. П. Огарев, А. Н. Плещеев, Аполлон Григорьев,
И. С. Аксаков), «лирика женского сердца» (Е. П. Ростопчина,
К. К. Павлова, Ю. В. Жадовская), ранняя лирика
А. А. Фета – таковы наиболее значимые поэтические явления эпохи
сороковых, все же названной В. Г. Белинским «прозаическим периодом».
Романтическая проза удерживает свои позиции в начале десятилетия в
философско-аллегорических и фантастических произведениях
В. Ф. Одоевского («Русские ночи»; 1844) и А. К. Толстого («Упырь»;
1841); в целом в русле романтической традиции созданы ранние произведения
Ф. М. Достоевского, отмеченные фантастическим колоритом («Двойник»,
1846; «Хозяйка», 1847). Но уже с середины 40-х романтические конфликты,
романтическая характерология, сюжетосложение, весь арсенал
изобразительно-выразительных средств подвергались существенной ломке и
трансформации.
Реализм
Реализм становится
основным художественным методом. Действительная жизнь во всем ее многообразии,
во всех, даже непоэтических, обыденных и пошлых явлениях превратилась в объект
эстетического освоения. Изображение типических характеров в типических
обстоятельствах, историзм – ведущие принципы нового метода. Первым
отрефлектировал новые художественные веяния, эстетически их узаконил и
проанализировал основные черты поэтики замечательный литературный критик
В. Г. Белинский. Хотя слово «реализм» В. Г. Белинский не
употреблял (оно появится чуть позже в работах учеников Белинского
П. Н. Кудрявцева и И. С. Тургенева, а на правах точного
термина будет работать в критике А. Григорьева), предпочитая говорить о
«действительной», «реальной», (а не «реалистической») литературе. Кроме того, в
понятийном арсенале Белинского появится термин «натуральная школа», вошедший в историю русской литературы в
1846 г. и по сей день означающий группу писателей, продолживших
«критическое» направление, подхвативших и развивших пафос гоголевского
творчества.
|