МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.
Литературы всех народов мира с древнейших времен до наших дней.
2. Литература мира,
представленная в своих наивысших образцах, т. е. такими именами и
произведениями, которые приобрели широкую известность за пределами своей
страны. Иначе говоря, М. л.— это
золотой фонд человечества.
...
Читать дальше »
|
МИФ (от греч. mythos —
слово, речь) — предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного
народного творчества. М. отражает
стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из
убеждения в существовании божественных сил. Потому непременный персонаж М.—
божество, иногда подразумеваемое, по воле которого, как представляли древние,
устроена жизнь. М. содержит в себе догадки о законах природы (например,
греческий М. о богине Деметре — рассказ о чередовании времен года). Часто в М.
выражается человеческая беспомощность (перед стихийными бедствиями, смертью и
пр.), но столь же часто — жизненный опыт. В наивно-фантастической ф
...
Читать дальше »
|
МИФОЛОГИЯ (от греч. mythos
— рассказ, миф и от logos — слово, речь) — изложение мифов (см. Миф) о богах и
героях, культовых первопредках. Отражает представление древних о происхождении
мира и жизни на Земле.
Как тип общественного
сознания М. характерна для каждого народа на ранних этапах его развития,
составляет основу мифологической поэзии, т. е. поэзии, построенной на мифологических
образах и свойственной преимущественно раннему фольклору и древним литературам.
...
Читать дальше »
|
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne
— современный) — термин, которым обозначаются многие явления литературы и
искусства XX века, именно этим веком рожденные (отсюда происхождение
термина), новые по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с
реализмом XIX века.
Поэтому понятием М. иногда
характеризуются различные нереалистические направления, в том числе и такие,
представители которых стояли на социально-прогрессивных позициях (например,
левый экспрессионизм, футуризм (2). Эти направления сложились в новых, сложных
общественно-ист
...
Читать дальше »
|
МОНОЛОГ (от греч. monos —
один и logos — слово) — развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами
других лиц.
Монолог— излюбленная форма
речевой характеристики персонажей в драме: обращаясь к себе или зрителям и на
время выключаясь из сценического действия, герой в монологе раскрывает свое
душевное состояние (таковы знаменитые монологи Гамлета, Бориса Годунова, Скупого
рыцаря, Чацкого и т. д.). В повествовательной прозе XIX—XX веков следует
отметить так называемые «внутренние монологи», к которым писатели часто
прибегают
...
Читать дальше »
|
МОНТАЖ (от франц. montage
— подборка, сборка) — соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному
принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а
также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров и т. д.
Литературный М.— подборка
отрывков из художественных текстов, мемуаров, официальных документов, научной
литературы на определенную тему с целью наиболее достоверного, объективного,
на основании фактов, изображения какого-либо исторического события или
реального лица. Таковы М.-биографии В. В. Вересаева
...
Читать дальше »
|
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ —
свойственная русской народной песне стиховая система, в которой стиховые
границы совпадают со смысловыми и отличие от прозы заключается в синтаксисе,
допускающем членение на сходные фразовые единицы — предложения и обособляемые в
произношении слова и словосочетания внутри предложения, по величине и интонации
(понижение к концу выдоха) соответствующие нормальному дыханию. В каждой такой
единице — два фразовых акцента — первый высокий и второй низкий, чередование
которых создает мелодический ритм и служит основой напева, но воспринимается и
в простом чтении, хотя народно-песенная акцентуация несколько отклоняется от
речевой: не все словесные ударения несут фразовые акценты,
...
Читать дальше »
|
НАРОДНОСТЬ — идейно-художественное
качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными
интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами
наиболее демократических слоев.
Великие художники всех времен — от
Гомера до наших современников — черпали вдохновение в жизни тех национальных
коллективов, к которым они принадлежали. Н. литературы склад
...
Читать дальше »
|
НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura
— природа). 1. Художественное направление, возникшее и сложившееся в
литературах Запада в последние десятилетия XIX века. Признанным главой и
теоретиком Н. являлся французский писатель Э. Золя; из крупных писателей других
стран можно назвать Г. Гауптмана, начавшего свой творческий путь в русле Н., Г.
Ибсена, испытавшего влияние Н. в годы создания пьесы «Привидения». В России
Н. не выдвинул
крупных индив
...
Читать дальше »
|
«НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА» —
течение в развитии русской реалистической литературы в 40—50-х годах XIX века.
Теоретическое обоснование принципов Н. ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд
на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.», в
рецензиях на программные для Н. ш. сборники «Физиология Петербурга» (ч. I—II,
1845), «Петербургский сборник» (1846). «...Получили в литературе право
гражданства так называемые физиологии, характеристические очерки разных сторон
общественного быта» (Белинский В. Г.). Писателей Н. ш. объединяло особенное
внимание к жизни социальных низов, городской и деревенской бедноты. Зарисо
...
Читать дальше »
|
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА — воплощенное в художественных образах в той или иной мере научно
обоснованное изображение жизни человека и — шире — человеческого общества
вообще, какими они сложатся в более или менее отдаленном будущем в связи с
успехами науки и техники и теми сложными вопросами, которые они будут ставить
перед человеком, включая выход его за пределы земной цивилизации («Война миров»
Г. Уэллса, «Лунная пыль» А. Кларка, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери,
«Туманность Андромеды» Ефремова). Н.-ф. л. занимает видное место в современном
литературном процессе, что вполне понятно в связи с успехами НТР
(научно-технической революции).
...
Читать дальше »
|
НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos —
новый и logos — слово) — слово вновь образованное, появившееся в связи с
возникновением в жизни новых понятий (в науке и технике, в культуре, в быту). В
художественной литературе Н. часто вводится писателем как индивидуальная особенность
стиля, живет только в данном произведении:
Я планов наших
люблю громадье, Размаха
...
Читать дальше »
|
НОВАТОРСТВО — открытие
новых путей в литературе, связанная с этим перестройка литературных традиций (см.),
т. е. отказ от одних традиций и обращение к другим, в конечном счете — создание
новой традиции. Н. требует высокого таланта, творческой смелости и глубокого
ощущения требований времени. В основе Н. лежит развитие самой жизни: наступает
такой момент, когда сама действительность стимулирует художника на поиски
новых форм, ибо старые уже недостаточны для отображения нового этапа в истории
народа. По существу, все великие художники мира (Данте — в Италии, Шекспир — в &
...
Читать дальше »
|
НОВЕЛЛА (от итал. novella —
новость) — небольшой по объему жанр повествовательной литературы,
приближающийся к повести или рассказу (жанровые границы между этими формами не
всегда могут быть проведены и определены). Чаще всего в К. изображаются
один-два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Как правило, это
произведение с острым, захватывающим сюжетом. По замечанию Гете, «новелла...
новое, невиданное происшествие».
Как литературный жанр И.
сложилась в эпоху Возрождения. Широкое распространение Н. получила в ряде
европейских
...
Читать дальше »
|
ОБРАЗ — основное понятие теории
литературы и вообще эстетики, определяющее природу, форму и функцию
художественно-литературного творчества. В центре О. стоит изображение
человеческой жизни, показываемой в предельно индивидуализированной форме, но в
то же время несущей в себе обобщенное начало, позволяющее читателю угадывать
за ним те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно
такого типа. Вымысел усиливает обобщенное значение О. Обобщающее значение О.
неотделимо от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что
помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. О. имеет благодаря
этому эстетическое значение (см. Идеал эстетический).
|
ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, образ
автора, рассказчика — понятия, служащее для обозначения тех особенностей языка
художественного произведения, которые не могут быть связаны с
речью того или
иного из персонажей
произведения, но в то же время имеют определенное художественное
значение в ходе повествования. Наиболее простым в этом ря
...
Читать дальше »
|
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ —
календарные, свадебные песни, плачи-причитания, заговоры и другие произведения
в фольклоре, исполнение которых предусматривалось при совершении бытовых
обрядов. Вне бытовой необходимости исполнение таких песен лишено смысла.
Образы О. п. по традиции
восходят к древнерусским обычаям. О. п.— образец высокой художественности.
Образ ясного сокола — жениха, серой утушки — невесты, белой березы из весеннего
цикла обрядовых майских песнопений, многие другие составили национальный фонд
фольклорной художественной классики. Обр
...
Читать дальше »
|
ОДА (от греч. ode — песнь)
— торжественное стихотворное произведение. В древнегреческой поэзии — хоровая
песнь, сопровождавшаяся танцами. Праздничные оды, созданные Пиндаром (ок.
518—422 гг. до н. э.), прославляли победителей спортивных состязаний и своей
широкой известностью закрепили за произведением такого рода значение
восхваляющего.
В России ода стала
основным жанром поэзии М. В. Ломоносова, выражая патриотическое, религиозное и
философское воодушевление. Ода создавалась, как правило, по строгим нормам:
«высокий стиль» речи, изобил
...
Читать дальше »
|
ОКТАВА (от лат. octo —
восемь) — строфа из восьми строк с твердой схемой рифм абабабвв (обязательно
чередование мужских и женских окончаний).
Тройные рифмы придают звучность
и усиливают выразительность, а завершающее двустишие, прерывая их ряд, хорошо
для афоризма или иронического поворота. Октава возникла в итальянской поэзии
эпохи Возрождения, была связана с легким повествованием, позже служила и для
передачи серьезного содержания.
...
Читать дальше »
|
ОМОНИМЫ (от греч. homos —
одинаковы и onoma — имя) — слова, одинаковые по написанию или звучанию, но
разные по значению, например: «глава», «ключ», «коса», «крыло», «лук», орудие»,
«рукав», «хвост», «язык». Слово «ключ» может обозначать: ключ от замка,
гаечный ключ, родник (ключевая вода), верхний камень, замыкающий сооружение
(ключевой камень).
Омонимы бывают полные
(совпадают как в произношении, так и в написании — «коса», «рукав») и неполные
(совпадают лишь в произношении: «по калачу», «поколочу» — о м о ф о н ы). От О.
...
Читать дальше »
|
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА —
стихотворная композиция, созданная А. С. Пушкиным специально для романа
«Евгений Онегин». Состоит из 14-ти строк четырехстопного ямба, расположенных по
схеме: три четверостишия (перекрестной рифмовки, смежной, охватной) и
заключительное двустишие.
Такая структура связана с
последовательностью развития мысли: обычно в первом катрене формулируется тема
строфы, во втором дается ее развитие, в третьем — кульминация, в двустишии —
афористический вывод. Такое построение делает стих романа чрезвычайно гибким и
разнообразным,
...
Читать дальше »
|
ОЧЕРК — прозаический
документальный жанр. О. чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам
и людям. В то же время О. сохраняет особенности образного отражения жизни (см. Образ),
и в этом смысле О. приближается к рассказу.
Очерк сыграл большую роль
в развитии литературы. Первые О. появились в XVIII веке в сатирических журналах
(в Англии — в «Болтуне» и «Зрителе» Стиля и Аддисона, в России — в «Трутне»,
«Живописце» Новикова). Многие классики реализма первые попытки реалистической
типизации делали в О. Диккенс начал с «Очерков Боза»
...
Читать дальше »
|
ПАМФЛЕТ (от франц. pame feuillet
— летучий листок) — в публицистике (см.) и сатире (см.) произведение
обличительного характера. Памфлет в равной мере свойственны злободневность и
документальность, он бичует пороки современной политической, общественной,
культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных
представителей: известных политических, партийных, церковных деятелей,
литераторов, ученых и т. д. В качестве главных изобразительных средств в памфлете
используется ирония (см.), сарказм (см.). К крупнейшим памфлетистам в мировой
литературе принадлежат Эразм Роттердамский («Похвальное слово Глупости», 1509),
Д. Свифт («Сказка бочки», 1704), Вольтер, Г. Гейне, В. Гюго («Наполео
...
Читать дальше »
|
ПАНЕГИРИК (от греч. panegyricos
— праздничный, торжественный) — первоначально в Древней Греции торжественная
речь, произнесенная на общенародном празднестве или многолюдном собрании,
затрагивающая вопросы государственной важности и содержащая похвалу некоему
общественно значимому событию или объекту.
Злоупотребление элементом
похвалы в П. отмечается очень рано.
В Греции уже в V
...
Читать дальше »
|
ПАНТОРИФМА (от греч. pan —
весь и rhythmics — ритм, соразмерность) — созвучие, включающее в себя не
только отдельные слова или их окончания (как обычно), а стихотворные строки
целиком.
Примером может служить
шутливое двустишие, приписываемое В. Маяковскому:
Седеет к октябрю сова,
...
Читать дальше »
|
ПАРАДОКС — суждение, резко
противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению. По словам
Шекспира, «трус умирает много раз, храбрец — только однажды» («Юлий Цезарь»,
акт II). Этот Парадокс, ставший крылатым изречением, повторяют герои Э. Хемингуэя
(«Прощай, оружие», гл. XXI).
Парадокс
...
Читать дальше »
|
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos
— идущий рядом) — сопоставление. П. широко используется в устном народном творчестве
и литературе. П. бывает прямой (например, у М. Шолохова: «Травой зарастают могилы
— давностью зарастает боль»), отрицательный П., в котором подчеркнуто совпадение
основных признаков сопоставляемых явлений, как, например, в старинной
популярной песне С. Стромилова:
То не ветер ветку клонит,
...
Читать дальше »
|
ПАРОДИЯ (от греч. parodia —
перепев, противопеснь) — произведение, подражающее другому произведению,
автору или течению с целью их осмеяния. П. состоит в «передразнивании»,
переворачивании оригинала, сведении его «высокого», серьезного образного языка
в низкий, смешной план.
Знаменитая и
значительнейшая П. в мировой литературе — «Дон Кихот», в котором Сервантес
использовал гениально простой способ осмеяния рыцарских романов и идеалов своей
эпохи через приземление их героики: в его книге место юного знатного рыцаря занял
с
...
Читать дальше »
|
ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis
— пастушеский) — вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных
пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы (см., например, античный
роман Лонга «Дафнис и Хлоя», III век до н. э.).
Особое значение П.
приобрела в новой европейской литературе XVI—XVII веков на Западе (см.,
например, « Аминта» Торквато Тассо; «Фьезоланские нимфы» Джованни Боккаччо), в
русской литературе XVIII века («Эклоги» А» Сумарокова).
...
Читать дальше »
|
ПАУЗА (от греч. pausis —
прекращение) — перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки,
предложения. Находясь в конце предложения, П. определяет его смысловую
законченность.
Особенно важны П. в
стихотворной речи. Большое значение в стихе имеет П., следующая за окончанием
строки и рифмой (см.) и отделяющая строки друг от друга. При несовпадении
этой постоянной П. с интонационно-синтаксическими, отделяющими предложения одно
от другого, появляется перенос (см.).
...
Читать дальше »
|
|