На письменном экзамене по литературе вы можете встретить задание: «Анализ художественного произведения
(фрагмента)…», «Стихотворение… Восприятие, истолкование, оценка». При
этом анализировать предлагается не то произведение, которое вы подробно
изучали, а совсем другое. И вам придется использовать те навыки и
умения, которыми овладели на уроках, применительно к другому тексту. Это
творческая работа, потому что нет единого пути для анализа текста, и
вам надо найти тот путь, который поможет проникнуть в смысл именно этого
конкретного произведения. А это зависит, во-первых, от самого текста и,
во-вторых – в значительной мере – от читателя: его эрудиции, умения
воспринимать художественное произв
...
Читать дальше »
|
Прочесть как следует произведенье лирическое – вовсе не
безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с
поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем
почувствовать всякое слово его…
...
Читать дальше »
|
Прежде чем анализировать стихи, договоримся о понятиях, которыми будем пользоваться. Когда мы говорим о слове, то имеем в виду прежде всего то значение, которое получают слова и выражения в произведении, то есть их семантику. А образ– это то, что поэт создал из слов.
Однако слова уже содержат в себе определенное значение,
они называют предмет и его признаки, сообщают о действиях и состояниях, о
пространстве и времени, о взаимоотношении явлений. Благодаря
содержащимся в словах значениям мы воо
...
Читать дальше »
|
Наблюдения над композицией нередко способствуют
пониманию смысла произведения. Когда мы говорим о композиции, то
замечаем, как автор сопоставляет образы, как благодаря этому развивается
художественная мысль. В стихах, где речь членится на соизмеримые
отрезки, сопоставляются друг с другом строки, а поскольку слово в стихах
как бы укрупнено, сопоставляются даже отдельные слова. Объединенные в
строку, слова взаимодействуют – усиливается их общее значение, они
придают друг другу новое значение, подчеркивают оттенки смысла.
Перекликаются и слова в разных строках, и мы можем заметить словесные ряды,
...
Читать дальше »
|
Стих в лирике имеет первостепенное значение: это не
просто форма, в которую вливается содержание, как вливается вода в
стакан. Стих – это сам смысл произведения. Поэтому стихи нельзя
пересказать прозой – от этого смысл пропадет. Исчезнут красота,
гармония, ритм, а вместе с ними – та высокая мысль, которую хотел
выразить поэт. Ведь именно благодаря стиху строки сопоставляются друг с
другом. Почувствовать значение свойств стихотворной речи – например, размер стиха, интонацию, которая возникает в произведении благодаря ритму, перекличку слов, создаваемую рифмой, –
чрезвычайно важно при анализе произведения. Для этого надо понять, как
стих соотносится со словами,
...
Читать дальше »
|
До сих пор мы говорили о свойствах поэтического языка –
слове, композиции и стихе, о тех знаках, которые существуют в самом
тексте и позволяют понять его смысл. Но уже при рассмотрении
стихотворений Пушкина и Ахматовой мы встретились с одним из приемов
анализа стихотворений – сравнением. Действительно, иногда смысл наиболее
полно открывается при сравнении произведений. Рассмотрим два
стихотворения с одинаковым заглавием: «Узник» Пушкина и Лермонтова. У
них одна тема – стремление к свободе. (Напомним: тема – то, о чем
говорится в произведении; в лирическом произведении говорится о
переживании, вызванном какими-либо явлениями жизни.) А идеи (обобщающая,
эмоциональная, образная мыс
...
Читать дальше »
|
Мы предлагаем вам некую канву, перечень того, на что
следует обращать внимание при чтении произведения. Отнеситесь к этому
как к схеме, своеобразной модели, а не как к руководству. Это значит: не
старайтесь прикладывать все эти мерки к каждому стихотворению, потому
что в каком-то произведении значимым является одно, в другом – иное, а
ваша задача – почувствовать, понять, что именно важно для данного
произведения.
Прежде всего, читая стихотворение, обязательно
попытайтесь мысленно представить то, что описано словами, и проникнуть
...
Читать дальше »
|
Познакомьтесь с замечательным четверостишием В. А. Жуковского:
Воспоминание
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
|
Это стихотворение вам знакомо. Вы знаете об истории его
создания, о том, кому оно посвящено. Помните из воспоминаний Анны
Петровны Керн, как поэт вручил ей вместе с главой «Онегина» листок со
стихами. Но почему этот факт биографии поэта стал явлением высокого
искусства? Почему эти стихи вот уже два века волнуют читателей?
Попробуем проникнуть в их тайну.
Я помню чудное мгновенье:
|
Монастырь на горе Казбек, изображенный в этом
стихотворении, описан и в прозаическом произведении А. С. Пушкина
«Путешествие в Арзрум»:
«Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище.
Белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный
монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый
облаками».
И вот стихотворение, н
...
Читать дальше »
|
Прочитаем еще раз знакомое вам стихотворение.
* * *
…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
|
В основу стихотворения положен реальный факт. Как
свидетельствует приятель Лермонтова А. Н. Муравьев, незадолго до того
совершивший путешествие по святым местам, поэт увидел в его доме ветку,
привезенную из Палестины. Первоначально Лермонтов даже собирался
посвятить ему стихотворение, но уже в наборе вычеркнул посвящение –
возможно, потому, что не хотел связывать важные для него мысли и образы,
которые в стихах выражены, с конкретным биографическим фактом.
Мы уже раньше отмечали, как важно для понимания смысла
того или иного худ
...
Читать дальше »
|
Стихотворение «Отчего», как и «На светские цепи…»,
посвящено княгине М. А. Щербатовой, но образ-переживание здесь несет
иную окраску. Читая это лирическое размышление, постарайтесь вникнуть в
сложное чувство героя – грусть, тревогу, горечь.
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
|
Перед нами еще одно произведение Лермонтова. Оно написано в 1840 году, во время последней ссылки поэта на Кавказ.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
|
Вы знаете, что слова в стихах сохраняют свои лексические
значения, благодаря чему мы создаем в воображении картину жизни. А в
конкретном произведении они приобретают новое, более глубокое значение.
Это относится не только к тропам, а ко всем словам – в них возникает,
как говорят ученые, «сверхзначение». Слово становится художественным
образом, а нарисованная картина жизни – явлением искусства. И такое
слово-образ позволяет проникнуть в смысл произведения.
Давайте убедимся в этом, читая стихотворение Ф.
...
Читать дальше »
|
Рассмотрим одно из известных вам стихотворений А. К. Толстого.
* * *
Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
|
Это стихотворение написано в 1918 году.
* * *
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
Просмотров: 5967 |
Добавил: admin |
Дата: 10.09.2013
|
Обратимся еще к одному стихотворению Ивана Бунина.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,
|
Николай Гумилев тоже задумывался над вопросами, так
волновавшими Ивана Бунина. В его стихах тоже идет речь о слове, но образ
слова у этого поэта совсем иной. Прочитаем это стихотворение.
Слово
В оный день, когда над миром новым
|
Видимо, уже по названию стихотворения Николая
Заболоцкого – «Оттепель» можно понять, о чем оно. Однако, как вы,
наверное, догадываетесь, – не все так просто. И за словами, которыми
поэт рисует картину природы, читателю обязательно откроются мысли и
настроения автора.
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели,
...
Читать дальше »
|
Может быть, вы не знаете, что Заболоцкий долгие годы
провел в лагере и на поселении, где после каторжного труда ежедневно,
пристроившись у ящика, служившего письменным столом, работал над
переводом своего любимого произведения «Слово о полку Игореве» с
древнеславянского на язык современной поэзии. Это был его личный подвиг –
так биография поэта отождествилась с его жизненной философией,
утвержденной в творчестве.
Журавли
|
Прочтите обязательно вслух стихотворение Н. А. Заболоцкого, напечатанное в 1961 году.
Прохожий
Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
|
Стихотворение «Гамлет» открывает цикл, представляющий
собой заключительную часть романа «Доктор Живаго»: стихи написаны
главным героем – врачом, мыслителем и поэтом Юрием Живаго. И это одно из
ключевых произведений позднего периода творчества Б. Л. Пастернака, его
мысли о жизни, о судьбе человека и поэта. Вчитаемся в текст
стихотворения.
Гамлет
|
Перед вами последнее стихотворение из романа «Доктор
Живаго». Для понимания его необходимо знать евангельские образы.
Прочитайте вначале отрывок из Евангелия от Матфея:
«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
И, взяв с собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал
...
Читать дальше »
|
Прочитаем стихотворение Ахматовой, написанное в 1961 году. Напомним, что Анны Андреевны не стало в 1966 году.
Родная земля
|
Используя те приемы анализа стихотворений, о которых мы
говорили ранее, ответьте на вопросы, проанализируйте предложенные ниже
произведения, подумайте над их смыслом.
М. Ю. Лермонтов
Тучи
...
Читать дальше »
|
|