Прочтите обязательно вслух стихотворение Н. А. Заболоцкого, напечатанное в 1961 году.
Прохожий
Исполнен душевной тревоги,
В треухе, с солдатским мешком,
По шпалам железной дороги
Шагает он ночью пешком.
Уж поздно. На станцию Нара
Ушел предпоследний состав.
Луна из-за края амбара
Сияет, над кровлями встав.
Свернув в направлении к мосту,
Он входит в весеннюю глушь,
Где сосны, склоняясь к погосту,
Стоят, словно скопища душ.
Тут летчик у края аллеи
Покоится в ворохе лент,
И мертвый пропеллер, белея,
Венчает его монумент.
И в темном чертоге Вселенной,
Над сонною этой листвой,
Встает тот нежданно мгновенный,
Пронзающий душу покой.
Тот дивный покой, пред которым,
Волнуясь и вечно спеша,
Смолкает с опущенным взором
Живая людская душа.
И в легком шуршании почек,
И в медленном шуме ветвей
Невидимый юноша-летчик
О чем-то беседует с ней.
А тело бредет по дороге,
Шагая сквозь тысячи бед,
И горе его, и тревоги
Бегут, как собаки, вослед.
Как проникнуть в смысл этого стихотворения? С чего
начать? Можно прежде всего вспомнить то, что вы знаете об авторе и о
времени, когда произведение было создано, – это 1948 год. Может быть,
нам поможет отрывок из воспоминаний писателя Николая Корнеевича
Чуковского:
«Два с лишним года прожили мы с Николаем Алексеевичем в
Переделкине в ближайшем соседстве, и за это время я хорошо узнал его.
Это действительно был твердый и ясный человек, но в то же время человек,
изнемогавший под тяжестью невзгод и забот.
Он жил у чужих людей с женой и двумя детьми. Зарабатывал
он только случайными переводами, которых было мало и которые скудно
оплачивались. Почти каждый день он ездил по делам в город – два
километра пешком до станции, потом дачный паровичок. Эти поездки были
для него изнурительны – все-таки шел ему уже пятый
десяток. Дорога на станцию <…> вела мимо кладбища, осененного
высокими соснами, вершины которых уходили высоко в небо. Возле самой
дороги была могила летчика, сбитого под Москвой во время войны, тогда
еще сохранявшая некоторые свои украшения – цветные ленты, вылинявшие от
дождя, и деревянный пропеллер. И это кладбище, и сосновую рощу, и
могильный пропеллер с лентами, и ночное возвращение домой – из города в
Переделкино – удивительно изобразил он в стихотворении «Прохожий».
Итак, из этого отрывка мы узнали о некоторых жизненных
фактах, с которыми связано создание стихотворения, об условиях быта
поэта. Заболоцкий тогда только что вернулся из лагеря и ссылки, где
провел тяжких десять лет. Жил он в нищете, стихи его не печатались. И он
действительно часто ходил той дорогой мимо кладбища, мимо могилы
летчика. Это воспоминание, безусловно, помогло представить себе
жизненные реалии и время, когда было написано стихотворение. Но это лишь
отчасти приоткрыло нам внутренний мир поэта. Потому что в лирике важны
не сами по себе реальные предметы, а те чувства, которые они вызывают.
Читая стихотворение, мы чувствуем, что и предметы становятся особенно
значительными благодаря стиху – трехстопному амфибрахию, и герой как-то
преображается при общении с природой. Что же с ним происходит?
Задумаемся над смыслом заглавия. Кто такой прохожий? Тот, кто идет мимо чего-то. Герой и идет сначала по шпалам железной дороги, потом мимо кладбища, а в конце – сквозь тысячи бед. Почувствовали различие? Вначале слова конкретные, а в конце – отвлеченные, к тому же это метонимия – точное число тысячи вместо понятия «много», иносказательное идти сквозь беды– вместо
«преодолевать трудности». Уже одно это заставляет предположить, что
здесь запечатлено не просто мгновение жизни человека посреди ночного
пейзажа, а нечто более значительное.
Стремясь понять мысль поэта, вдумаемся в особенности
языка произведения, заметим, какие слова он выбрал и как организовал их
для того, чтобы не только нарисовать
картину и передать свое отношение к увиденному, но и высказаться о самом главном для человека.
И так, обратимся к тексту. В треухе, с мешком, по шпалам, пешком … – слова общеупотребительные, называют бытовые предметы. Перед нами «бытовое пространство обыденной жизни» (Ю. М. Лотман). И прохожий предстает как обыкновенный человек, погруженный в свои житейские заботы.
Меняется ли что-нибудь, когда как-то незаметно, робко, из-за края амбара, встает луна? Ваш взор поднимается вверх, и картина уже чуточку иная. «Общий» разговорный язык сменяется книжным: появляются деепричастия – встав, свернув, склоняясь, белея (а разговорный язык их избегает), существительные, связанные с миром природы или отвлеченные, – глушь, сосны, погост, скопища душ. Возникают эпитеты, сравнения, метафоры – весеннюю, сосны … словно скопища душ, в чертоге Вселенной. Слова приобретают высокую эмоциональную окраску – не похоронен, а покоится, не памятник, а монумент.
И мир вокруг оказывается величавым и окутанным тайной темным чертогом Вселенной, а вовсе не привычной дорогой от станции к поселку. Вдумайтесь в каждое слово этой метафоры. Что такое чертог? Пышное, великолепное здание, дворец. А здесь не дворец, построенный людьми, а чертог Вселенной! Почувствовали, как торжественна, величественна эта картина?
От этого пространство необычайно раздвинулось: возникает чувство простора, гармонии. Мы поднимаем взор – на то, что вверху, над погостом и могилой летчика, над сонною листвой, – и ощущаем пронзающий душу покой. Заметили антитезу образов? Исполнен душевной тревоги вступил прохожий в чертог Вселенной, и дивный покой сменил его душевную тревогу. Почувствовали, как изменился лирический герой? Прохожий– теперь
уже не просто человек, задавленный заботами, бедностью, тревогами,
который шел по шпалам в начале стихотворения. Это живая людская душа
наедине со Вселенной, чувствующая свое единство с миром. И не случайно
преображение происходит ночью на кладбище, когда невольно возникают
мысли о вечном.
И тогда преображаются реальные предметы: и луна, и
сосны, и сонная листва, и могила летчика, и шуршание почек – все величие
и гармония мира оказываются родственными живой душе. В самой душе
воцаряется этот дивный покой– гармония, и душа поднимается ввысь, над горем и тревогами повседневного быта.
Так художественное пространство, противопоставление верх
– низ, оказывается чрезвычайно значимым, помогает передать мысль поэта о
том, что душа наедине с природой и вечностью будто распрямляется,
освобождается от тревог и устремляется ввысь. Меняется и художественное
время: настоящее соприкасается с прошлым, с вечным («…Невидимый
юноша-летчик / О чем-то беседует с ней»). Каким свободным и независимым
выглядит теперь прохожий– человек, идущий по жизни! Он ощущает
свое высокое предназначение и с усмешкой глядит на то, что его тяготило и
не давало распрямиться.
Так образы стихотворения – прохожий, покой (гармония), живая людская душа– становятся емкими символами.
Итак, о чем же это стихотворение? О смысле жизни. О том,
как задавленный повседневными заботами человек обретает гармонию с
миром и становится прекрасным – таким, каким он может и должен быть. Его
путь идет сквозь тысячи бед, только этими бедами жизнь не исчерпывается, в ней есть нечто более значительное и высокое. |