На письменном экзамене по литературе вы можете встретить задание: «Анализ художественного произведения
(фрагмента)…», «Стихотворение… Восприятие, истолкование, оценка». При
этом анализировать предлагается не то произведение, которое вы подробно
изучали, а совсем другое. И вам придется использовать те навыки и
умения, которыми овладели на уроках, применительно к другому тексту. Это
творческая работа, потому что нет единого пути для анализа текста, и
вам надо найти тот путь, который поможет проникнуть в смысл именно этого
конкретного произведения. А это зависит, во-первых, от самого текста и,
во-вторых – в значительной мере – от читателя: его эрудиции, умения
воспринимать художественное произведение. И чем больше вы читали
художественной литературы, чем глубже научились проникать через языковую
ткань в смысл текста, тем лучше сможете передать свое восприятие
произведения, тем вернее сможете истолковать и оценить его.
Но разве только для благополучной сдачи экзамена нужно
научиться понимать художественное произведение? Ведь чтение способно
дать истинное наслаждение: читая художественное произведение, мы
погружаемся в мир, созданный писателем, в центре которого – человек, его
жизнь, его страдания и радости. Великие мысли великих творцов помогают
нам понять самих себя, собственные чувства, вернее оценить свои
поступки, ответить на важные вопросы о том, каким прекрасным может и
должен быть человек и как страшно, если он оказывается «прорехой на
человечестве».
И наконец, читая художественное произведение, мы
реализуем в себе дар творчества. Потому что для полноценного восприятия
произведения необходимо сотворчество автора и читателя. Без этого самые
великие произведения – всего лишь листы бумаги с буквами. Созданный
писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся
творцами, почти такими же, как автор произведения: читая слова и
предложения, воссоздаем в своем воображении тот художественный мир,
который рожден пером писателя. Одним персонажам мы всей душой
сочувствуем, даже любим их, поступки других нас возмущают, скверные
черты характера вызывают неприятие.
Книга способна потрясти нашу душу, она нередко помогает
воспитанию в себе лучших человеческих качеств, учит быть смелыми,
добрыми, любящими, достойными высокого звания человека – такова тайна
воздействия художественного слова. А о том, в чем состоит истинное
призвание человека, размышляли все великие русские писатели и поэты,
каждый по-своему проповедуя идеалы любви, духовности, добра и красоты. |