До сих пор мы говорили о свойствах поэтического языка –
слове, композиции и стихе, о тех знаках, которые существуют в самом
тексте и позволяют понять его смысл. Но уже при рассмотрении
стихотворений Пушкина и Ахматовой мы встретились с одним из приемов
анализа стихотворений – сравнением. Действительно, иногда смысл наиболее
полно открывается при сравнении произведений. Рассмотрим два
стихотворения с одинаковым заглавием: «Узник» Пушкина и Лермонтова. У
них одна тема – стремление к свободе. (Напомним: тема – то, о чем
говорится в произведении; в лирическом произведении говорится о
переживании, вызванном какими-либо явлениями жизни.) А идеи (обобщающая,
эмоциональная, образная мысль, выраженная средствами языка) различны,
ведь они определяются личностью автора и окружающей его
действительностью, передаются посредством отбора и организации
словесного материала.
А. С. Пушкин
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Обратите внимание на первую строку пушкинского «Узника»:
«Сижу за решеткой в темнице сырой». Существительные несут отрицательную
эмоциональную окраску и передают тяжелое, мрачное состояние узника –
лирического героя стихотворения. При этом, как обычно в стихах, слова
взаимодействуют: с каждым новым словом усиливается это чувство. Слова
говорят о неволе: здесь нет движения (сижу), нет простора (за решеткой), нет красок и света (в темнице), нет тепла (сырой). И дальше в первой строфе нарастает ощущение неволи, движения второго узника – орла – тоже скованны, однообразны: махая крылом, клюет, бросает…
Однако дальше появляется движение: если в первой строфе всего два глагола, то во второй их девять, да и существительные – взглядом, криком —
говорят о действии, все это придает тексту динамизм. Каждая новая
синтагма начинается с более высокой интонационной точки, и возникает
цепь восходящих, нарастающих интонаций, завершаясь призывом, выраженным
одними глаголами: «И вымолвить хочет: «Давай улетим!» Орел испытывает
человеческие чувства: задумал, зовет, вымолвить хочет, а сидящий за решеткой человек задумал
то же, что орел. Между ними возникает не просто сходство или
взаимопонимание, они сливаются в один образ – узника, устремленного к
свободе. Нельзя не заметить, что образ носит народно-поэтический,
символический, обобщенный характер.
Нельзя не заметить, что на смену напряженной
интонации второй строфы приходит интонация возвышенно-напевная. Она
возникает благодаря параллельной связи предложений (2, 3 и 4-я строки
раскрывают содержание 1-й, с каждым разом усиливая чувство) и повторам
лексическим (пора, туда, где), синтаксическим (сходство строения предложений), фонетическим (пора– брат – пора– гора– края– ветерда я).
Поэтичность речи позволяет читателю ощутить, что свобода прекрасна, что
это естественное состояние мира и что человек – часть его – должен быть
свободным. А еще речь приобрела народно-песенный характер, и недаром
это стихотворение стало песней, в которой люди выражали свое извечное
стремление к свободе.
Итак, Пушкин-романтик в 1820 году, в пору подъема
общественного сознания, надежд, рожденных победой в Отечественной войне
1812 года, создал стихотворение «Узник», воплотив в нем свою личную и
народную веру в то, что мечта о свободе реальна, что человек может
вырваться из темницы и что стремление к свободе для него естественно. И
потому колорит этого произведения – светлый, песенный, фольклорный.
Прошло 12 лет, и другой поэт, М. Ю. Лермонтов, в 1832
году пишет стихотворение «Желанье» («Отворите мне темницу…»). Он
восклицает: «Дайте раз на жизнь и волю,/Как на чуждую мне долю, / Посмотреть поближе мне».
Нельзя не почувствовать, что состояние этого узника безнадежно. Он
мечтает потешиться «в буйном споре / С дикой прихотью пучин» и вместе с
тем – о покое, о том, чтобы его усыпляло и пробуждало журчание фонтана.
Свобода для поэта – неосуществимая мечта, соединение борьбы и покоя, что
только и может дать ощущение полноты жизни. Как это похоже на то, что
выражено в тогда же созданном «Парусе» и в более позднем стихотворении
«Выхожу один я на дорогу…».
А в 1837 году из начала «Желанья» выросло новое стихотворение.
М. Ю. Лермонтов
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Стихотворение начинается динамично: энергия четырехстопного хорея великолепно отвечает решительному требованию: отворите, дайте– и изображенному движению: поцелую, вскочу, полечу. Слова несут положительную эмоцию: сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня, красавицу, сладко.
Правда, это в мечтах, а реальность – темница. И это показано средствами
антитезы – излюбленного лермонтовского приема. Полнота чувств, красота и
воля существуют, но не для узника: «Черноокая далеко, / В пышном тереме
своем; / Добрый конь в зеленом поле…» А то, что окружает узника,
представлено во второй и третьей строфах: окно тюрьмы высоко, дверь тяжелая с замком, стены голые, тускло светит луч лампады, звук шагов часового. Меняется эмоциональная окраска лексики: одинок, нет отрады, голые, тускло, умирающим. Слова, как и в пушкинском стихотворении, приобретают большую значимость: сиянье дня, черноглазую девицу, красавицу младую, черногривого коня, в степь, как ветер, улечу —
все это символы свободы, полноты жизни, гармонии с миром. Но слова же
говорят о безнадежности положения узника, о недостижимости свободы, хотя
это стремление высоко и прекрасно.
Отбор слов свидетельствует, что для обоих поэтов свобода
– безусловная ценность, важнейшее благо. Но у Пушкина вначале показана
тоска узника, а затем реализуемая мечта о свободе, и стихотворение
заканчивается на радостной, высокой ноте. И читатель проникается верой
поэта в возможность и необходимость свободы. Читатель проходит вместе с
героем путь от неволи к свободе, от мрака к свету, и торжество свободы в
финале вполне реально. А Лермонтов, воспевая свободу в начале
стихотворения, к финалу охвачен чувством безнадежности. Вследствие такой
организации словесного материала в его произведении свобода предстает
как недостижимая мечта, которая сталкивается с мрачной реальностью. Но
лирический герой живет этим стремлением, и страсть его такой силы, что у
читателя тоже возникает жажда свободы, неприятие жизни в неволе.
Сравнение помогло нам понять художественный образ-переживание обоих произведений, чувства и мысли каждого поэта. |