Мы предлагаем вам некую канву, перечень того, на что
следует обращать внимание при чтении произведения. Отнеситесь к этому
как к схеме, своеобразной модели, а не как к руководству. Это значит: не
старайтесь прикладывать все эти мерки к каждому стихотворению, потому
что в каком-то произведении значимым является одно, в другом – иное, а
ваша задача – почувствовать, понять, что именно важно для данного
произведения.
Прежде всего, читая стихотворение, обязательно
попытайтесь мысленно представить то, что описано словами, и проникнуться
чувствами автора. Первоначальное впечатление усилится при дальнейшей
аналитической работе.
Анализируя стихотворение, обратите внимание на то, что лежит вне текста:
какова эпоха, когда было создано произведение, кто его автор (его
личность, взгляды, факты биографии и др.), какое место занимает
произведение в литературном процессе (жанр, направление, отношение к
традиции). При этом знать имя автора важно при анализе любого
стихотворения, а факты биографии поэта, связанные с этим произведением,
бывают важны при анализе одних произведений (например, «И. И. Пущину»
(«Мой первый друг, мой друг бесценный…») А.С.Пушкина) и менее значимы
при рассмотрении других («Зимнее утро» А. С. Пушкина). Иметь общее
представление об эпохе всегда необходимо, а знание конкретных
обстоятельств, вызвавших появление произведения, важно лишь для
понимания некоторых стихотворений.
Главное – внимание к самому тексту, прежде всего к поэтическому слову.
В этом слове сохраняется его лексическое значение, благодаря которому
вы можете создать в воображении нарисованную словами картину. А
поскольку в поэтическом слове значимы все его свойства – фонетические,
морфемные, лексические, грамматические, стилистическая и эмоциональная
окраска, – то возрастает и его смысловая ценность. Сочетание конкретного
и углубленного значений и делает слово образом, от этого
возникает образ-переживание. Словесный образ менее
нагляден, чем пластический, и потому для художника так важно
использование аллитерации и определенных интонаций,
конкретно-изобразительной лексики, стилистическая и эмоциональная
окраска текста – все это мы видели в приведенных отрывках из
произведений Пушкина, а также в других стихотворениях.
Чрезвычайно важна в лирических произведениях роль
тропов. Так, при анализе стихотворения Есенина вы заметили, как при
переходе от слов в прямом значении к тропам и к фантастической картине
развивается образ-переживание. В стихотворении Пушкина «Осень» особое
значение имеет олицетворение. А использование приема метонимии в
стихотворении Лермонтова «Бородино» помогло читателю увидеть за сюжетом
главную идею.
Следующий уровень анализа – композиция. При
анализе стихотворения Никитина мы говорили о словесных рядах, благодаря
которым в воображении читателя возникает созданный поэтом образ.
Рассматривая стихотворение Некрасова «Зеленый Шум», особое внимание
обратили на особенности построения произведения: отметили роль рефрена,
сопровождающего развитие переживания, сопоставили изменения состояния
природы и чувств героя. А в стихотворении Майкова главный упор сделан на
антитезу. Все это и позволило нам понять произведения поэтов,
проникнуть в их замысел, сопереживать лирическому герою.
В композиции лирического произведения главную роль играет стих.
Определение размера стиха в стихотворениях Пушкина и Ахматовой с
одинаковым заглавием позволило выявить своеобразие образа-переживания
каждого поэта.
При этом вы, конечно, заметили, что различные стороны
поэтического текста рассматриваются не изолированно от других, а во
взаимосвязи. Так, говорить о значении стиха или звукописи, о словесных
рядах и развитии темы можно только включив в предмет анализа лексику,
стилистическую и эмоциональную окраску слов.
Рассматривая произведения с одинаковым заглавием Пушкина
и Лермонтова, а также Пушкина и Ахматовой, вы познакомились с одним из
приемов анализа – сопоставлением стихотворений, что помогло сделать понятной поэтическую мысль.
Такие наблюдения умелый читатель делает непосредственно в
процессе чтения. Он чувствует красоту стиха, замечает ассонансы и
аллитерации, изменения интонации, стилистическую и эмоциональную окраску
слов, оценивает роль выразительных средств языка, видит, как слова
взаимодействуют в стихе. Ему даже не обязательно вспоминать, как
называются те или иные художественные средства, – он просто – как дышит –
проникает через значимые явления языка, композиции, стиха в смысл
стихотворения и испытывает при этом эстетическое наслаждение, высокую
радость сотворчества. Умению замечать семантику различных средств языка и
композиции можно и необходимо научиться.
Анализируя стихотворение, компетентный читатель не тешит
себя иллюзией, что ему полностью и сразу открылся смысл текста. Это в
принципе невозможно – ведь настоящее художественное произведение
бесконечно глубоко, каждая эпоха и каждый читатель обнаруживают в нем
нечто новое, скрытое и неожиданное, потому и живут такие произведения
многие века. Но это не значит, что в поэтическом произведении нет
объективного содержания, ведь слова, из которых оно создано, имеют
вполне конкретное значение. Поэтому задача анализа – искать истинный, но
не единственно возможный смысл текста, понять художественное содержание
через словесную форму его выражения. А для этого необходимо настоящее
сотворчество, усилия ума и сердца. Чтобы стать компетентным читателем,
надо не просто много читать, а вчитываться, вдумываться в текст, учиться
понимать идею автора через поэтическое слово. |