Монастырь на горе Казбек, изображенный в этом
стихотворении, описан и в прозаическом произведении А. С. Пушкина
«Путешествие в Арзрум»:
«Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище.
Белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный
монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый
облаками».
И вот стихотворение, навеянное той же картиной:
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!..
В обоих текстах изображается один и тот же предмет,
который произвел на автора сильное впечатление. Поэтому и прозаический
отрывок, и стихотворение эмоциональны и поэтичны. Но в «Путешествии…»
описание – одно из дорожных наблюдений, хотя и воспринятое автором как
нечто удивительное (чудное зрелище; казалось, плавал в воздухе). А
в стихотворении мы отмечаем взгляд восхищенного художника – монастырь
предстает, будто живописное полотно в раме, и главное – в нем воплощены
мысли и чувства поэта, вызванные этим зрелищем. Потому и понадобилось
Пушкину воссоздать эту картину в стихах, придав ей с помощью
четырехстопного ямба значение не просто дорожного впечатления, а чего-то
необычайно значительного.
Уже в первых трех строках стихотворения возникает величественная картина. Ключевые слова здесь: высоко, царственный, сияет, вечными.
Они передают ощущение величия, мощи, света, утверждают возвышенную
эмоцию. Это не мимолетное впечатление, а сама вечность, недаром
оба глагола в первой строфе – сияет, парит– стоят в настоящем времени (в отличие от глаголов в прозаическом отрывке).
А как много говорит нам сравнение монастыря с ковчегом!
Ведь на Кавказе издавна существовало предание о том, что к горе Арарат
пристал Ноев ковчег – корабль, в котором нашли спасение от Всемирного
потопа люди и животные. Слово ковчег означает также ларец для
особенно ценных предметов, а в православной церкви ковчегом называется
ларец, в котором хранятся святые дары. Слово несет в себе высокую
окраску, воспринимается как символ божественного, надежды на спасение.
У Пушкина монастырь – как в небе реющий ковчег. И
оттого, что каждое слово в стихах чрезвычайно значимо, образ говорит и о
спасении, и о его недостижимости. В прозаическом же отрывке – монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками. Картина яркая, зримая. Но сравните: в небе – в воздухе, реющий – плавал. Чувствуете различие в стилистической и эмоциональной окраске слов? Слово небо содержит значение «высшие силы», «божественное», «рай», а в слове воздух, которое в данном случае вроде бы является его синонимом, таких значений нет. К тому же не случайно в прозе употреблено слово казалось, отчего образ оказывается субъективным впечатлением, чем-то преходящим. А в небе реющий ковчег– емкий
символический образ, говорящий о неземном и вечном. Отсюда и дальнейшее
движение мысли поэта, устремление его в обитель спасения.
Слова далекий, вожделенный брег, ущелью, вольной вышине, заоблачную келью, не утрачивая своего прямого значения, приобретают более глубокий смысл. Например, слово брег
связано с традиционным поэтическим образом – уподоблением жизни
плаванию по бурному морю, а берег – это спасение (да еще, заметьте, это
церковнославянизм, который придает высокую окраску). Ущелье– не только конкретное пространство между горами, но и низменный и бренный мир неволи, которому противостоит вольная вышина. А подняться – это не просто желание взойти на гору, что трудно, но вполне возможно, а стремление к возвышенному, недостижимому.
Поэтому и глаголы в этой строфе стоят в сослагательном
наклонении – ведь речь идет о высокой, но трагически неосуществимой
мечте. Поэтому так напряженна интонация этих трех восклицательных
предложений, этих повторов: туда б – туда б. И это устремление не просто куда-то в таинственное высокое, оно имеет точное определение: в соседство Бога.
Нечасто у Пушкина встречается так ясно выраженное
религиозное чувство. Были у поэта и бравирование вольномыслием, и
горькие сомнения – вспомните: «Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь,
зачем ты мне дана?» И вот увиденный в горах монастырь вызвал мысли о
Боге. Даже не просто мысли, а страстное чувство, горячую мечту. И мы не
можем не согласиться с поэтом, что человек, удрученный осознанием
мимолетности своего существования, ищет идеала, и естественным
воплощением такого стремления является мысль о Боге, вера в достижение
недостижимого. |