Видимо, уже по названию стихотворения Николая
Заболоцкого – «Оттепель» можно понять, о чем оно. Однако, как вы,
наверное, догадываетесь, – не все так просто. И за словами, которыми
поэт рисует картину природы, читателю обязательно откроются мысли и
настроения автора.
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели,
И потемнели снега.
В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Стихотворение написано в 1948 году, когда поэт вернулся из ссылки. Как внимательно вглядывается он в мир
родной природы, как подробно и точно рисует оттепель! И
вы видите картину: внезапную сильную оттепель, потемневшие мокрые
сугробы, тяжелый снег на ветках сосен, капель, лужи, блестящие при свете
луны. Это легко представить благодаря точным эпитетам: «В клочьях
разорванной тучи», «Сосен тяжелые сучья / Мокрого снега полны».
Но, пожалуй, больше всего нам помогли глаголы: утихла пурга, сугробы осели, потемнели снега. И особенно: «Падают, плавятся, льются / Льдинки, втыкаясьв сугроб./ Лужи, как тонкие блюдца, / Светятся…»
Вы будто не только видите, но и слышите, как падают тяжелые капли с
ветвей в лужи, как сосульки срываются и втыкаются в снег. А услышали и
увидели вы это потому, что слова стали особенно емкими и выразительными
благодаря стиху и аллитерации (она выделена жирным шрифтом и имеет здесь
изобразительное значение).
Если вы читали и другие стихотворения Заболоцкого
(например, «Осень», «Весна в лесу», «Лесное озеро»), то заметили, что
поэт всегда показывает происходящие в природе процессы как работу ее
сил, а человек, в понимании поэта, – «не детище природы, / Но мысль ее!
Но зыбкий ум ее!» («Вчера, о смерти размышляя…»). И в
стихотворении «Оттепель» речь идет о вечной жизни природы как о ее
непреходящей и неустанной работе. Вся четвертая строфа основана на
антитезе: дремотой – работой, рифма усилила значение этих слов, и
становится понятнее мысль поэта о неодолимости движения, неизбежности
перемен. А как мощно звучит финал с его олицетворениями и повторами: скоро – скоро, в трубы – затрубят!
При этом, как мы уже отмечали, речь идет не только о
природе. Однако не стоит думать, что Заболоцкий, рисуя оттепель в
природе, подразумевает перемены в жизни страны. Просто поэтическое слово
обладает таким свойством, что вызывает разного рода ассоциации,
подвигает к размышлению. Кто-то, читая стихотворение, поймет его в
социально-историческом значении, подумает о переменах в жизни страны
(люди ждали их после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945
годов, но тщетно), а кто-то воспримет произведение в более общем плане,
увидит здесь торжество вечного закона обновления как
в природе, так и в жизни человека. Ведь это стихи, и
образ-переживание в них отличается глубиной, многозначностью. Во всяком
случае, вы определенно почувствовали веру поэта в торжество жизни, в
неизбежность перемен. Вот еще одно стихотворение Н. А. Заболоцкого.
Одинокий дуб
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях.
Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
Представили себе этот дуб? Некрасивый на первый взгляд, он важен и спокоен,
надежен и могуч. В нем скрыта огромная внутренняя сила. Но только ли
слова помогли вам это почувствовать? Не только: очень многое подсказал
сам стих и его особенности, та интонация, которую использовал автор.
Вы заметили, что стих в начале произведения какой-то
«неправильный», корявый? После первой строки по смыслу пауза вроде бы
неуместна: ведь слова узловат – и этот связаны между собой. А она
тем не менее существует, потому что в конце каждой строки всегда должна
быть так называемая стиховая пауза. И от этого стих становится
напряженным. Запятая в середине второй строки требует паузы, она
диктуется синтаксисом. А между второй и третьей строками слова великолепья – в его ветвях
тянутся друг к другу, они словно насильственно разорваны стихом,
требующим здесь паузы. И в третьей строке пауза после точки и пауза в
конце. Перенос делает речь прерывистой, напряженной, предложения как
будто не умещаются в строки, часть предложения переносится из
одной строки в другую и на этом месте остается разрыв, напряженная пауза.
Но зачем поэту понадобилось так строить стих?
Останавливать чтение паузами? А о чем здесь говорится? О некрасивом,
корявом дубе. Вот и стих такой же – нарочито некрасивый, корявый. Он
помогает нам вглядеться в этот дуб, заметить его толстые, кривые,
узловатые ветви, скрученные намертво суставы, его некрасивую крону – не листья, а какие-то лохмотья.
А поэту и надо, чтобы мы вгляделись, для этого он и останавливает
внимание читателя паузами. И мы видим, какой этот дуб мощный. Поэт
говорит, что в нем нет великолепья. А можно ли сказать, что в нем
есть величие? Слово «величие» означает наличие в явлении выдающихся
свойств, внушающих уважение, преклонение, а «великолепие» – пышная
красота, роскошь. Вот этой поверхностной красоты в дубе нет, но есть
подлинное величие.
Начиная со второй строфы, стих меняется. Он теряет свою
нестройность, стиховые паузы теперь совпадают с паузами синтаксическими.
Каждая строка – законченное предложение, исчезли паузы в середине
строк. А в последних двух строках второй строфы и особенно в третьей
строфе стих становится даже торжественным. Если в начале стихотворения
интонация была близка к разговорной, то в конце она стала медленной и
величественной, – такой же важной и спокойной, как сам дуб.
И слова появляются совсем иной стилистической окраски: вместо прозаических – поэтические, книжные. Сравните: дурная, узловат, отрепья, торчат и колоколом славы, янтарь, важен, спокоен, безжизненных равнин … Метафора запоет он колоколом славы тоже подчеркивает величественность образа.
И вы, конечно, ощутили, что в стихотворении не только о
дереве идет речь. Трагический жизненный опыт убедил поэта, что
внутренняя сила может проявляться не в привычной классической красоте,
что сама красота бывает иной – без внешнего великолепья. И этот
дуб становится символическим образом, он говорит о человеческой судьбе, о
великих силах, порой глубоко скрытых в невзрачном на первый взгляд
человеке. О том, что жизнь нередко опровергает известную пословицу «Один
в поле не
воин», потому что даже одиночка может противостоять силам зла, выдержать испытания и в тяжелейших условиях остаться человеком. |