Обратимся еще к одному стихотворению Ивана Бунина.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Обратите внимание на антитезы первой строфы. Противопоставлены мертвое и живое, все материальные свидетельства истории – гробницы, мумии и кости, даже все прошлое, названное мировым погостом, – слово, Письмена.
Казалось бы, перед нами простое рассуждение. Но это художественный
образ, обладающий особой глубиной. Вы видите здесь олицетворение: молчат гробницы, мумии и кости, их молчание свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, и без слова открыть их невозможно. Поэт утверждает: слову жизнь дана, и это – олицетворение тоже очень значимо. Слова гробницы, мумии и кости– метонимия, называющая часть от целого – «все материальные памятники истории». Мировой погост – тоже слова в переносном значении, метонимический образ – кладбище всей мировой истории, человеческого прошлого. И слово – тоже метонимия, это все, что выражено словами: и сам язык, речь.
Но дело не только в том, что поэт использовал в
стихотворении тропы, а в том, что каждое слово, в том числе и
употребленное в прямом значении, образно (вспомните три признака понятия
«образ» и заметьте: здесь слова организованы творческой волей поэта,
они сохраняют свое лексическое значение и приобретают в стихах новое,
предельно емкое значение). Удивительно, как в одном четверостишии поэт
необычайно лаконично высказал глубокую мысль о важнейшем достоянии
человека – языке как концентрации человеческого опыта, о памяти,
нашедшей воплощение в слове. Можно бесконечно размышлять об этом,
находить новые аргументы – все это доступно вдумчивому читателю.
Мысль поэта охватывает всю мировую историю, прошлое и
настоящее, на все это поэт смотрит с позиций вечности. Он говорит обо
всем человечестве – здесь нет географических и этнических рамок. Он
проникает в сущность каждого человека, выделяющую его из остального
живого мира, – обладание речью.
Главную роль здесь играет стих – пятистопный ямб,
размер, использовавшийся обычно в элегиях, стихах-размышлениях
(«Безумных лет угасшее веселье…», «Отговорила роща золотая…» и др.). А с
какой изумительной точностью построен текст! Вначале – тезис,
доказательства его содержатся в нем самом. Затем – восклицательное
предложение – вывод: «И нет у нас иного достоянья!» Это у нас– и
все человечество, и русский народ, потому что мысль поэта обращается к
родине (а это 1915 год, Первая мировая война, угроза уничтожения,
стоящая перед народами многих стран и перед Россией). И дальше – призыв,
подчеркивающий высказанную мысль: «Умейте же беречь…»
Вдумайтесь в емкий образ: «Наш дар бессмертный – речь».
Здесь значимо каждое слово: речь – дар, речь бессмертна, в отличие от
всего остального. А современность характеризуется так: дни злобы и страданья. Здесь поэт имеет в виду не только войну, но и внутренние конфликты в стране и в самом человеке.
Мы рассмотрели всего два стихотворения И. А. Бунина, в
которых он размышляет о вечных вопросах человеческого бытия. Сможет ли
человек преодолеть кризис и обрести смысл жизни? Сохранится ли
человечество или уничтожит само себя? В чем путь к спасению? Предельная
лаконичность бунинских стихов вызывает ассоциации, требует усилий для
освоения текста, но эти усилия читателя не тщетны – работа души принесет
свои плоды, и в этом может убедиться каждый. |