Вы знаете, что слова в стихах сохраняют свои лексические
значения, благодаря чему мы создаем в воображении картину жизни. А в
конкретном произведении они приобретают новое, более глубокое значение.
Это относится не только к тропам, а ко всем словам – в них возникает,
как говорят ученые, «сверхзначение». Слово становится художественным
образом, а нарисованная картина жизни – явлением искусства. И такое
слово-образ позволяет проникнуть в смысл произведения.
Давайте убедимся в этом, читая стихотворение Ф. И. Тютчева.
* * *
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…
Вам, наверное, не раз приходилось летом наблюдать такую
грозу – мощную, внезапно налетающую. Вы видели, как вдруг поднимается
пыль на дороге, быстро темнеет небо, и возникает ветер такой силы, что
вершины огромных деревьев гнутся и шумят. А какое настроение появляется у
вас при чтении? Уже в первой строке вы заметили эмоционально окрашенное
слово весел, заметили и то, что все предложение представляет
собой риторическое восклицание. А дальше идут слова иного эмоционального
звучания: тревожно, тревогу. Интонация создается эмоционально окрашенными словами, аллитерациями бурь, лазурь, опрометчиво, вдруг, на дубраву, задрожит, энергичным восклицательным первым предложением, сложная конструкция которого не мешает его стройности. Заметьте еще анафоры – как, и, которые вместе с четырехстопным ямбом делают все стихотворение энергичным, радостно-тревожным возгласом.
И картину, и эмоцию поэт создает посредством книжных слов с высокой поэтической окраской: небесную лазурь, дубраву, незримою пятой, исполины, тревожно ропщут
и др. С помощью таких слов Тютчев передает чувство восхищения силой
стихии, радостного удивления и восторга: какая мощь в этой буре,
покоряющей себе все! Вот архаизм прах (теперь мы говорим «пыль»), он придает речи возвышенно-поэтический характер. Эту эмоцию усиливает инверсия: прах летучий. Сравните: «прах летучий» и «летучий прах», чувствуете, что выражение с инверсией более поэтично.
Гроза предстает в стихотворении живым существом, об этом говорит эпитет-олицетворение опрометчиво-безумно. Слово смутит
означает «растревожит, приведет в смущение», отчего и небесная лазурь
тоже становится одушевленной, способной тревожиться, смущаться. Дубрава
же вообще «ведет себя», как человек. Сначала она задрожит– это слово можно понять в прямом значении (деревья дрожат и гнутся), но деревья названы лесными исполинами,
и тогда дрожь дубравы воспринимается как боязнь, трепет живых существ
перед грозой. Деревья-великаны боятся, но все же сопротивляются какой-то
неведомой силе, тревожно ропщут. Роптать – в современном
значении – выражать недовольство, обиду; устаревшее значение этого слова
– производить шум, гул. Вместе с эпитетом тревожно это книжное слово является олицетворением и также несет возвышенную эмоциональную окраску. А эпитеты широколиственнои шумно
благодаря не только своему значению, но и фонетическому повтору (ш –
но), и интонации (как вольготно расположились всего два слова в строке!)
помогают читателю услышать шум деревьев и почувствовать, какой он
величавый, торжественный.
Поэт передает не только чувство восторга, радостного подъема, но и тревоги – прочитайте вслух: смутит, задрожит, гнутся, тревожно, тревогу, первый желтый лист. Буря в своей удали сорвала с деревьев листья, повредила их, поэтому, хотя лето еще в самом разгаре, уже появился первый желтый лист, а это значит, что приближается осень.
Вроде бы речь идет только о природе и чувствах, которые
вызывает гроза у поэта. Но явления природы так явно наделены
человеческими свойствами, что мы понимаем: стихотворение рассказывает не
только о грозе и дубраве. Слова буря, гроза вызывают ассоциацию с
невзгодами, переживаемыми человеком, со страстями, которые нередко
оставляют неизгладимый след в душе, а то и ранят. И опрометчиво-безумно, конечно же не только гроза налетает, но и внезапно вспыхнувшая страсть. И роптать может и человек, сопротивляясь ее губительной силе. А небесную лазурь можно также воспринять как внутреннюю безмятежность, которую разрушает страсть.
Однако это не аллегория, в которой картина нужна только
для сообщения отвлеченной мысли. У Тютчева описание летней грозы само по
себе прекрасно, оно открывает в природе ту стихийную силу, которую мы
раньше не видели. Но слова в художественном произведении всегда
многозначны, они не только изображают что-либо и выражают чувство,
навеянное этой картиной, они несут в себе мысль автора, и это всегда
мысль о самых важных для человека вещах. Вот и здесь судьба человека,
его взаимоотношения с природой и его внутренний мир – основа
поэтического произведения.
Познакомьтесь еще с одним стихотворением Федора Тютчева.
* * *
Святая ночь на небосклон взошла, И день отрадный, день
любезный, Как золотой покров она свила, Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел… И человек, как сирота бездомный, Стоит
теперь, и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он – Упразднен ум, и мысль
осиротела – В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни
предела… И чудится давно минувшим сном Ему теперь все светлое, живое… И в
чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое.
День и ночь – извечное противостояние, человек
по-разному ощущает себя днем и ночью, а для художника задача иная –
суметь передать собственные впечатления от смены дня и ночи. Для
осмысления образа-переживания давайте всмотримся в словесный ряд,
обозначающий день. Слова отрадный, любезный, золотой покров, светлое, живое несут положительную эмоциональную окраску. И вместе с тем день – покров, виденье, внешний, чудится давно минувшим сном —
это нечто поверхностное, кажущееся, даже нереальное. Что же такое день?
Это явление прекрасное, но иллюзорное, дающее отраду душе, но отраду
призрачную, красота, но будто внешняя, кажущаяся.
А ночь – святая, в чудном — нечто величественное, таинственное, манящее, смысл которого определяется словами: бездна, пред пропастию темной, неразгаданном, ночном.
Ночь – не иллюзия, а реальность, что-то безграничное и страшное, таящее
в себе угрозу. Так слова, посредством которых нарисованы день и ночь,
сохраняя свое лексическое значение (благодаря чему вы можете
представить себе картины, которые, кстати, только
намечены), в то же время получают в произведении новое, значение. Ночь –
вроде бы обычное и привычное явление, но поэт заставляет нас
почувствовать священный трепет, наблюдая покров, накинутый над бездной. Именно ночью, утверждает Тютчев, открывается истинная сущность человека: Стоит теперь, и немощен и гол, / Лицом к лицу пред пропастию темной.
Обратите внимание на то, что слово бездна относится и к ночи, и к душе: ночь – бездна, на которую накинут покров дня, и человек ощущает свою душу как бездну. Что же таит в себе бездна
души? В ней бессилен разум: «Упразднен ум, и мысль осиротела». Это
только в призрачном мире дня, в мире внешнем, у человека есть опора в разуме, устанавливающем пределы, а понять истинную, ночную сущность мира и бездну души усилием мысли невозможно, потому что они беспредельны.
Вдумайтесь в последнюю строку: что такое наследье родовое? Речь идет о тайных темных сторонах человеческой природы. Тютчев понимает это зло как первородный грех – наследье родовое. Это чуждое, неразгаданное, ночное начало
может проявиться в определенных обстоятельствах. Тютчев видел, что в ту
пору, в середине XIX века (стихотворение написано в 1850 году), человек
теряет опору – веру в Бога. И годом позже он пишет стихотворение «Наш
век»:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит …
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Стихотворение основано на реминисценциях – в Библии говорится о том, что растлилась всякая плоть на земле
(Быт. 6:11–13). Перефразированы также слова из
Евангелия (рассказ об исцелении бесноватого отрока): «Иисус сказал ему:
если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас
отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию»
(Мк. 9:24).
Тютчев говорит о духовном кризисе многих его
современников, его заботит состояние человека, который гордится
достижениями цивилизации, размышляет над проблемами мироустройства и не
замечает, что все это заменило работу души. Растление духа – это утрата
веры, а без нее человек становится духовно нищим, обычным потребителем.
И, сознавая свою погибель, яростно жаждет веры. Другие современники
поэта (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и А. К. Толстой, А. Н. Майков,
Н. С. Лесков) в своих произведениях утверждали, что подмена высоких
истинных ценностей земными радостями порождает бездуховность. Позже
известный философ И. А. Ильин писал, что человечество в последние два
века создало культуру без веры, «и ныне эта культура являет свое
бессилие и переживает свое крушение».
Актуально звучат и в наши дни слова великого поэта. Перечитайте стихи Федора Тютчева и подумайте об этом.
«От жизни той, что бушевала здесь…»
Это стихотворение Тютчева создано в 1871 году под
впечатлением его поездки по степям sОрловской губернии, где сохранились
древние курганы.
* * *
От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что
здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана,
видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и
смело. Красуются, шумят, – и нет им дела, Чей прах, чью память роют
корни их.
Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг
бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной
бездной.
Обратитесь вновь к своему воображению. Что вы
представили, читая стихотворение? Бескрайние степи под палящим солнцем,
невысокие, заросшие рыжей травой курганы, раскидистые дубы на них? А
может, сквозь завесу веков возникло далекое прошлое: русские воины в
кольчугах и шлемах, их битвы с кочевниками, звон мечей и тучи стрел. Но
картины прошлого для поэта – не главное, они и занимают-то всего две
строки в стихотворении. А главное – противопоставление человеческих
деяний и природы. И возникающий вопрос-размышление: что же остается от
людских дел после ухода человека из жизни, за что бились люди и
проливали кровь свою?
Главные темы в творчестве Тютчева – человек и природа,
предназначение человека в мире. И говорит он об этом средствами
словесного искусства, создавая живые картины, образы-переживания.
Чтобы понять мысль поэта, надо вслушаться в интонацию
стиха – медленного пятистопного ямба, характерного для элегий, и,
конечно, внимательно вчитаться в текст. Вот первые две строфы. Отметим
словесный ряд: жизнь бушевала, кровь рекой лилась – два-три кургана,
видимых поднесь; два-три дуба, раскинувшись и широко и смело, красуются,
шумят … Эти образы содержат антитезу: человек – природа, прошлое –
настоящее, движение – неподвижность, суета – величие, страсти – покой,
разрушение – созидание, временное – вечное, смерть – жизнь.
Сравните слова бушевала и шумят. Дело не
только в том, что первый глагол стоит в прошедшем времени, а второй – в
настоящем, что, безусловно, само по себе важно. Еще важнее сопоставить
их лексическое значение. Толковый словарь определяет первое слово так:
«1. Проявляться с необычайной, разрушительной силой (о ветре, воде,
огне, чувствах). 2. Буйствовать, скандалить». В обоих значениях очевидна
отрицательная эмоциональная окраска. А шуметь – значит издавать звуки,
сливающиеся в нестройное звучание. Эмоция здесь нейтральная. И вообще
положительная оценка относится не к деяниям людей, а к деревьям: широко и смело, красуются, шумят.
Это всегда прекрасно, а не то, что исчезло, не уцелело. А как
настойчиво, используя лексические и синтаксические повторы, утверждает
поэт мысль о мимолетности человеческой жизни и вечности природы: «Что
уцелело, что дошло до нас?..», «Чей прах, чью память…»
Вспомним другие стихотворения, в которых Тютчев
размышляет об этом, например: «Певучесть есть в морских волнах…» Поэт
видит в природе гармонию и чувствует разлад с нею человека с его призрачной свободой:
Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?
В стихотворении «В небе тают облака…» то же
противопоставление: вечности природы и – в подтексте – мимолетности
человеческой жизни:
Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.
Интересно, во всем ли вы согласны с поэтом? Давайте
подумаем. Да, природа живет по другим – цикличным – периодам: сменяются
времена года, весна – рождение, осень – умирание, и опять тот же цикл.
Поэтому природа знать не знает о былом. Но можно ли согласиться, что человеческие деяния – подвиг бесполезный, а наша жизнь – призрачные годы? Неужели правда, что человек – лишь греза природы? И что нет разницы между добром и злом – ведь природа всех одинаково приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной? Смысловую значимость последней строки автор подчеркивает еще и тем, что меняет пятистопный ямб на шестистопный.
Не правда ли, стихотворение побуждает нас задуматься об этом?
Прочитав и проанализировав несколько произведений Ф. И.
Тютчева, вы, конечно, обратили внимание, что философские размышления о
человеке и мире поэт претворил в яркие художественные образы. Поэтому
его стихи остаются живыми, волнуют и привлекают многие поколения
читателей. |