| Может быть, вы не знаете, что Заболоцкий долгие годы 
провел в лагере и на поселении, где после каторжного труда ежедневно, 
пристроившись у ящика, служившего письменным столом, работал над 
переводом своего любимого произведения «Слово о полку Игореве» с 
древнеславянского на язык современной поэзии. Это был его личный подвиг –
 так биография поэта отождествилась с его жизненной философией, 
утвержденной в творчестве. Журавли
Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. 
Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ. 
Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. 
Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас. 
Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину. 
Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть навеки унесла: 
Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе — Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. 
А вожак в рубашке из металла Опускался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстает летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: утопая в небе, длинным треугольником, серебряные крылья, широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем эта красота хрупкая: об этом говорит эпитет немногочисленный. Журавлям приданы человеческие черты – стая названа народом, у них есть отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле. В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется 
чувство тревоги: «…блеснуло / Озеро, прозрачное насквозь, / Черное 
зияющее дуло…» В словах возникает более общее значение: это столкновение
 света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. О выстреле говорят 
метонимии: луч огня, быстрый пламень– эти слова-образы позволяют 
наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А
 журавль изображен посредством перифраза (замены названия предмета 
описательным оборотом): частица дивного величья. Благодаря этому 
тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, 
мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная 
частица дивной и великой природы. И это необычайно усиливает 
эмоциональную окраску изображаемого, заставляет почувствовать горечь и 
невосполнимость утраты. Контраст настроения первых двух строф с двумя 
последующими создается и средствами стиха. Стихотворение написано 
пятистопным хореем. Этот размер дает возможность чрезвычайно 
разнообразить звучание строк. Сравните, как звучат первые строки: 
«Вылетев из Африки в апреле…» Здесь всего три ударения, и речь течет 
плавно, замедленно. А вот другая строка: «Луч огня ударил в сердце 
птичье…» – здесь все нечетные слоги ударные, их оказывается пять, и 
потому стих звучит жестко, резко. Изменение ритма при сохранении размера
 помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передать мысль: гибель 
журавля – катастрофа для всего мира, ведь погибла красота! По-разному построены предложения в этих строфах: в 
первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные 
члены появятся только в его конце, отчего мысль развертывается 
постепенно, а в третьей строфе предложение начинается сразу с главных 
членов, и это тоже придает речи жесткость. Но помните: как изменение 
ритма, так и изменение строения предложений только помогают передать 
мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное – на 
противопоставление значений слов, которые определенным образом 
организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста. Дальше – опять антитеза: смерть вожака – жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь – горе, звуки его повторяются в других словах: огромных, горестному, вторя,
 и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова. Однако, 
несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и 
эмоциональное слово рванулись, противопоставленное словам с 
отрицательной эмоцией. Средствами сопоставлений и противопоставлений 
слов поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, 
неподвластные смерти. Уходящие передают новым поколениям бессмертные 
чувства: «Гордый дух, высокое стремленье, / Волю непреклонную к борьбе». Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают большую значимость. Журавли– это птицы, но и не только птицы, это образ красоты и величия. Глагол обрушилась
 не утратил своего прямого значения, но стал еще означать внезапную 
гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное холодную
 (волну) означает реальный холод апрельской воды, но еще говорит и о 
холоде смерти. Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас
 к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа. Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим 
последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания 
гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг 
возникает светлое чувство. Смена настроения передается прежде всего 
лексическим прямым и переносным значением слов, но не менее важны и 
фонетические средства, звучание слов, аллитерация. В двух первых строках вы обратите внимание на метафору – в рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова погружался медленно тоже открыто эмоциональны. Здесь очевидна роль аллитерации: вожак– в рубашке – погружался; металла – медленно– на дно– эти повторы делают речь затрудненной, замедленной. А в двух последних строках эмоциональная окраска слов 
светлеет, и это подчеркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих 
строк: заряобразовалазолотого (здесь г звучит как в) зарева, к тому же большинство ударных гласных – а.
 Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или темную
 эмоцию, все дело в контрасте звучания двух первых и двух последних 
строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов, эта 
антитеза подчеркивает возникшее в словах новое значение – утверждение 
бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в 
предыдущей строфе. |