Стихотворение «Гамлет» открывает цикл, представляющий
собой заключительную часть романа «Доктор Живаго»: стихи написаны
главным героем – врачом, мыслителем и поэтом Юрием Живаго. И это одно из
ключевых произведений позднего периода творчества Б. Л. Пастернака, его
мысли о жизни, о судьбе человека и поэта. Вчитаемся в текст
стихотворения.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Стихотворение все основано на реминисценциях, оно
требует активности читателя, который должен быть знаком с целым рядом
образов, понятий, символов, связанных с явлениями мировой культуры.
Прежде всего заглавие – оно отсылает к трагедии Шекспира «Гамлет» и
связано с искусством театра.
Лирический герой стихотворения чувствует себя актером,
исполняющим роль Гамлета. Почему? Потому что проблемы, стоящие перед
Гамлетом, вновь стали актуальными в XX веке. Герой трагедии Шекспира
увидел, что «прогнило что-то в Датском королевстве», рухнули
нравственные устои, если даже брат поднял руку на брата, а мать Гамлета
предала своего мужа – короля. И принц датский понимает, что его долг –
«соединить обрывки времен», отстоять высшие ценности и что это требует
от него предельного мужества и готовности к жертве.
Замысел определяет и выбор словесного ряда, создающего образ театра: гул зрительного зала, подмостки сцены, бинокли на оси, роль, драма.
Герой романа Юрий Живаго тоже сознает свою судьбу как долг, он противостоит миру, в котором рухнули устои,
и ищет пути спасения человека. И тоже понимает, что
противостояние этому миру смертельно опасно, что сохранить человеческую
сущность порой можно только ценой самой жизни. Такова же позиция и
самого автора, говорившего в другом стихотворении о поэте как об актере,
от которого время требует «полной гибели всерьез». Таким образом,
лирический герой стихотворения вобрал в себя все эти значения: это не
только сам поэт, но и актер, и Гамлет, и Юрий Живаго.
Но образ театра в стихотворении приобретает более
широкое значение, которое можно выразить словами Шекспира: «Вся жизнь –
театр, и люди в ней – актеры». Поэтому герой говорит о другой драме– жизни,
где трагедия не театральная, а настоящая. И вы понимаете, что
лирический герой уже в первых строках стихотворения предстает как
одинокий хранитель высших духовных ценностей. Он вступает на подмостки жизни. И теперь уже слово гул
приобретает иное значение – это не только шум зрительного зала, а тот
смутный жизненный хаос, в котором надо различить зерна истины, отстоять
добро и красоту, поэтому герой говорит: «Я ловлю в далеком отголоске /
Что случится на моем веку». И сумрак ночи – это та враждебная сила зла, которая противостоит герою, и грозные бинокли, словно дула орудий, нацелены на него из этого мрака.
При этом герой – реальный человек нашей эпохи, такой обыкновенный, зримый, он и стоит-то прислонясь к дверному косяку,
а вместе с тем его противостояние мраку – извечный конфликт сил добра и
зла. Кстати, в этом соединении конкретной, бытовой детали с высоким
духовным, бытийным содержанием проявляется характерная черта поэтики
Пастернака, для которого художник – вечности заложник у времени в плену.
А герой не только противостоит враждебному миру, но и
пытается его понять: «Я ловлю в далеком отголоске / Что случится на моем
веку». Потому что сопротивляться злу можно только познав истину. Он
понимает сложность судьбы личности и готов принять ее: «Я люблю Твой
замысел упрямый / И играть согласен эту роль».
Как это понять? Покорность человека судьбе? Нет, не
слепая покорность, а сознательный выбор. Ведь покорность – это
подчинение злу, готовность участвовать в жестокости и прикрывающей ее
лжи. А жизнь ставит перед человеком вопрос: кто ты? Пассивный
созерцатель или личность, способная противиться злу и в то же время
сознающая, что такое сопротивление смертельно опасно? Вот эту-то роль, роль настоящей личности, и согласен играть
герой. И читатель вспоминает евангельский образ: «Если пшеничное зерно,
пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет
много плода» (Ин. 12:24). Герой стихотворения мужественно противостоит миру лжи и готов жертвовать собой. Роль, которую он согласен играть, подразумевает и согласие на добровольную жертву: «если умрет, то принесет много плода».
И с этим связано еще одно значение образа лирического
героя: возникает мысль о величайшей жертве ради спасения людей – жертве
Христа. Поэтому в монологе Гамлета появляются новые черты – его слова:
«Если только можно, Авва Отче, / Чашу эту мимо пронеси» – являются
прямой цитатой из Евангелия: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу
сию мимо Меня…» (Мк. 14:36).
Слово чаша– традиционный символ, в переносном значении – это «судьба», то, что наполняет жизнь. Жизнь может быть полной чашей, а может быть наполнена горем: испить горькую чашу – «испытывать страдания», испить смертную чашу
– «умереть». Вспомните еще, что перед входом в Иерусалим Иисус спросил
своих учеников Иоанна и Иакова: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?..» (Мк. 10:38).
И здесь, и в молитве Христа это слово имеет символическое значение. Он
знает о предстоящих страданиях и гибели и понимает, что должен
исполнить, «как писано о Нем» (Мк. 14:21), но, как Сын
Человеческий, страшится этого. Вспомните также икону Андрея Рублева
«Троица»: чаша на столе – символ предстоящей жертвы Христа, а сидящие
вкруг нее фигуры – три Лика Бога – полны взаимной любви и высокого
смирения, готовности к жертве.
И теперь вы понимаете, что поэт уже не метафорически, а
напрямую говорит о жизни, которая уготовила герою, как и Гамлету,
трудную роль – об этом в третьей строфе. Иисус завершил Свое моление о
чаше словами: «…но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36); «Отче Мой!
если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). Так же и герой стихотворения хотел бы избежать смертной чаши – «И на этот раз меня уволь», – но понимает неизбежность трагедии.
Последняя строфа – итог размышлений. Смысл его: «Да
будет воля Твоя!» Об этом говорят слова: «Но продуман распорядок
действий, / И неотвратим конец пути». Об этом говорит антитеза герой – мир:
«Я один, все тонет в фарисействе». Последнее слово опять вводит вас в
мир евангельских образов. Фарисеи – враги Христа, религиозные деятели,
которых Иисус обличал за ханжество, лицемерие, равнодушие к человеку,
формальное выполнение обрядов, выставление напоказ своей праведности.
Это они обвиняли Иисуса в том, что тот ставил любовь к человеку выше
обрядов, они требовали Его казни. И герой противостоит миру лжи, тому,
что он называет фарисейством, – красивым словам о свободе, равенстве и братстве, скрывающим подлинную сущность действительности, враждебной человеку.
Вникните в последнюю строку – это русская пословица.
Перед нами опять не Гамлет и не Христос, а русский врач и поэт Юрий
Живаго, а также сам Борис Пастернак. Его лирический герой вобрал в себя
высокие достижения духа, рожденные мировой культурой, и прежде всего
христианством: мысли о судьбе личности, способной мужественно выбрать
путь добра, о мире, полном зла, о единственной возможности победить зло –
ценой жертвы, – и вместе с тем он принадлежит к определенной эпохе и
стране. Высокие мысли соотнесены теперь с конкретными обстоятельствами, с
жестокой эпохой в истории России, с судьбой русского интеллигента,
врача, мыслителя, поэта. |