Наблюдения над композицией нередко способствуют
пониманию смысла произведения. Когда мы говорим о композиции, то
замечаем, как автор сопоставляет образы, как благодаря этому развивается
художественная мысль. В стихах, где речь членится на соизмеримые
отрезки, сопоставляются друг с другом строки, а поскольку слово в стихах
как бы укрупнено, сопоставляются даже отдельные слова. Объединенные в
строку, слова взаимодействуют – усиливается их общее значение, они
придают друг другу новое значение, подчеркивают оттенки смысла.
Перекликаются и слова в разных строках, и мы можем заметить словесные ряды, то есть слова или выражения (не обязательно
расположенные рядом в тексте), сходные или противопоставленные по
значению, по их стилистической и эмоциональной окраске, по сходству
использованного в них языкового средства, по их общей роли в композиции
стихотворения.
Такое взаимодействие слов отчетливо проявляется в следующем произведении.
И. С. Никитин
Утро
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Перечитайте начало стихотворения – шесть первых строк – и
представьте себе картину, изображенную здесь. Вы почувствуете медленную
интонацию, создаваемую четырехстопным анапестом, и заметите, что в
первой строке «уместились» два предложения, во второй – одно, а дальше
предложение занимает уже две строки. А ведь это одно из средств,
благодаря которому вы смогли увидеть, как уходит ночь и постепенно
наступает утро, начинает просыпаться природа.
Вы видите, как светлеет небо, как звезды, совсем недавно
ярко сиявшие в черноте неба, сначала померкли, а потом и вовсе исчезли,
как на горизонте появляются золотисто-розовые облака – там рождается
утренняя заря. Тихо: ни звука, ни ветерка. Еще не рассвело, но все озеро
—
и темная спокойная вода, и густые ивовые кусты, и
заросли камыша – становится алым. Вот и на земле посветлело, уже видны
луг, узкая тропинка и белая роса на траве.
Каким же чудом вам удалось вообразить все это? Просто вы
вслушались в звучание стиха и внимательно вчитались в слова, отметив не
только образные выражения: в огне, по кудрям, дремлет (метафоры), по зеркальной воде, чуткий камыш (метафорические эпитеты), но и самые обыкновенные слова в прямом значении: звезды, меркнут, гаснут, облака, белый пар, по лугам
и др. Они и помогли воссоздать мгновения рождения утра. И вы
представили не только то, что названо словами. Например, откуда стало
известно, что нет ветра? Из слов: по зеркальной воде, дремлет чуткий камыш. А как узнали, что сначала посветлело небо, а потом стало светло на земле? Подумайте об этом.
Еще поэт особым образом построил предложения и
расположил их в определенной последовательности, что тоже усилило
впечатление, помогая читателю увидеть рождение утра на озере. Вот первое
предложение – им служит заглавие стихотворения: Утро. Каждое
следующее предложение прибавляет новую подробность в утреннем пейзаже.
Вроде бы такое же перечисление, как в стихотворении Есенина. Но
эмоциональная окраска слов другая: здесь говорится не об умирании
природы, а о том, как рождается утро. И поэтому настроение не унылое, а
бодрое, светлое. (Отсюда вывод: важно не само по себе строение
предложений, а то, из каких слов они состоят, синтаксис приобретает
особую роль в зависимости от значения слов и усиливает их
выразительность.)
Читатель сначала будто поднимает взор – и видит небо,
потом, по мере того, как светает, начинает видеть то, что происходит на
земле – вблизи, а затем – вдали: картина становится объемной. Теперь уже
не только взгляд читателя движется, в самой картине возникает движение –
мир пробуждается: потянул ветерок, пронеслись утки, рыбаки пробудилися… Появились звуки: вдали колокольчик звенит, птички песни поют.
Воспринять картину помогает то, что в стихах все слова
активно общаются, их значение усиливается от сопоставления или от
противопоставления с другими словами.
Компетентный читатель замечает такие переклички – словесные ряды. Вот два ряда слов: звезды, облака – луга, вода, лозняк, камыш, тропинка, куст, листья, роса.
В этих словах есть сходство – все они существительные, употребленные в
прямом значении, называющие реальные предметы, в них есть и
противопоставление: одни предметы вверху – на небе, другие внизу – на
земле. Благодаря этому картина утра делается объемной.
Вот еще: меркнут и гаснут – в огне, белый, зари, алый свет.
Слова этого ряда содержат значение «свет», в этом их сходство, но они
еще и противопоставлены: первые говорят об угасании света, вторые – о
его усилении, и мы видим, как тьма сменяется светом.
Можно выделить и другие ряды слов: в огне, белый, алый, серебристая– создают цвета, краски утра; дремлет, тишь – с шумом, звенит, поют, поет — говорят о том, что воспринимает ухо; дремлет – заденешь, вдруг брызнет —
показывают, как покой сменяется движением. И картина становится
прекрасной, в ней появляется объем, свет, краски, звуки, движение, мы
видим это утро и любуемся тишиной и живым покоем пробуждающейся природы.
А если мы сопоставим выражения птички песни поют; лес улыбается; солнце… золотыми потоками хлынуло — и пахарь… песню поет; по плечу молодцу все тяжелое; здравствуй, солнце да утро веселое, то ощутим единство природы и человека.
Читая, вы, наверное, заметили, как усиливается движение,
а с ним растет чувство радости. Об этом говорят открыто эмоциональные
слова: с уменьшительно-ласкательными суффиксами – тропинка, ветерок, колокольчик, птички, солнышко, олицетворение – улыбается. Наконец, торжественно всходит солнце, оно золотыми потоками хлынуло
на землю – возвышенный характер речи придает метафора. Стихотворение
начиналось с подробного изображения начала утра, при этом эмоция была
хотя и светлой, но сдержанной, а завершается оно открыто эмоциональным
метафорическим эпитетом утро веселое — это чувство теперь, как и солнечные лучи, также хлынуло потоком.
Оказывается, что не только природа с нетерпением ждала утра, но и сам поэт радостно встречает его наступление: «Не боли ты, душа! отдохни от забот! / Здравствуй, солнце да утро веселое!»
Его душа вместе с природой пробуждается к новой жизни. В этом и
заключена идея произведения: поэт говорит о неразрывной связи человека и
природы, восхищается красотой окружающего мира, ему дорога в нем каждая
мельчайшая частичка природы. Автор делится с нами своими чувствами:
красота освобождает его душу от боли, тревог, от повседневных забот. Он
восторженно глядит на наступающее утро и дает нам возможность
почувствовать, какое это счастье – быть человеком и жить в гармонии с
природой. Вы, несомненно, это ощутили, заметив сопоставление и
противопоставление слов.
Стихотворение Никитина, как и вообще вся лирика,
заставляет читателя вообразить эмоционально окрашенную картину. А от
этой конкретной картины мы, следуя за мыслью автора, поднимаемся к
философским обобщениям: о том, что есть человек и каково его место в
мире, о любви, добре, истине и красоте, о смысле жизни.
Н. А. Некрасов
Зеленый Шум
Читая стихотворение Некрасова, вы заметите, что
лирический герой здесь – «простой» человек, не похожий на поэта. Автор
выступает, как актер, в роли персонажа. Но поэт стоит за таким героем и
высказывает свое отношение к изображаемому, дает герою определенную
оценку. Передавая чувства героя, поэт таким образом раскрывает
собственный взгляд на мир, свои мысли.
Прочитаем это стихотворение.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Воды не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала, глупая,
Типун ей на язык!
В избе сам-друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит – молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют!..»
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – Бог тебе судья!»
Дактилическая концовка, отсутствие рифмы характерны для народной поэзии – былин, песен. К тому же слова Зеленый Шум —
народные, о чем поэт сообщает в примечании. Так особенности лексики и
звучание стиха сближают некрасовское стихотворение с народной поэзией.
В стихотворении показано развитие переживания героя.
Особую роль в нем играет двустишие, которым оно начинается и которое
затем становится рефреном (повтором), отделяя части произведения друг от
друга. Вслушаемся в эти две строки, они звучат, как песня: настойчивые
повторы («Идет-гудет Зеленый Шум, / Зеленый Шум, весенний шум!») и восклицательная интонация создают ощущение торжественного неуклонного движения.
Но, заметьте, как по-разному мы воспринимаем эти строки в
каждом из повторов. Вначале это будто просто сообщение о приходе весны.
Во второй раз двустишие предваряет рассказ о душевной смуте героя,
будто подчеркивая стихийную силу его чувства. Третье повторение
знаменует перелом в состоянии и природы, и человека. И четвертое,
возникающее после картины оживающей природы, – возвещает о торжестве
добра и любви.
Картина весны в начале стихотворения воссоздана с большой точностью, вы будто ощущаете этот ветер: он начинается играючи, а потом подчиняет себе все, и у читателя создается ощущение неодолимости движения.
Следующий фрагмент и противостоит первой картине по теме
(природа – душевная смута героя), и сходен с нею тем же ощущением
стихии. Сначала отношение героя к измене жены противоречиво, в словах
звучат любовь, жалость, боль, обида: «Скромна моя хозяюшка… / Воды не замутит!»; случившееся, в его восприятии, не преступление, а беда, муж сокрушается: «Сама сказала, глупая, / Типун ей на язык!»
Но дальше, как это часто бывает в жизни, особенно когда
ничто не отвлекает от тяжелых мыслей («Зима нас заперла»), растет обида,
уже не о жене, а о себе думает муж, и потому в нем зреет «дума лютая – / Припас я вострый нож». Жена теперь уже обманщица, изменница (хотя все еще любовь есть: ведь «жаль сердечную»).
Да к тому же возникает опасение: что скажут соседи – ох уж эта оглядка
на чужое мнение! С какой проницательностью показан внутренний мир
человека, борьба любви и эгоизма, доброты и злобы! Некрасов знает жизнь,
знает, что именно так чаще всего и случается преступление.
Но спасает природа. Они пробудились вместе – природа и
человек. И картина теперь другая, ее увидел преодолевший злобу человек,
она пронизана живым чувством. Теперь все радует глаз, для него и леса
повеселели, и белая березонька кажется ему девушкой с зеленою косой. Заметьте словесные ряды: тихохонько, солнышком, березонька, тростинка … (слова с ласкательными суффиксами); пригреты, теплым, повеселелые, новой зеленью, лепечут песню новую, по-новому
(слова с положительной эмоциональной окраской) – в речи героя зазвучала
любовь. Эта эмоция усилена повторами – пять раз повторено слово шумят (шумит). Перекликаются звуки: лепечут, липа, бледнолистая, белая березонька. Переклички слов и звуков здесь способствуют упорядоченности текста и потому создают ощущение гармонии, красоты.
Природа стала прекрасной, одухотворенной. И естественно,
происходит разрешение внутреннего конфликта, торжествует любовь,
человек примиряется с бедой, чувствует способность прощать. Не случайно
стихотворение заканчивается словами: «И – Бог тебе судья!» Ведь умение
прощать – одна из важнейших христианских заповедей, запечатленная в
молитве: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам
нашим». Умение прощать – основа народной нравственности, которую
утверждает Некрасов своим замечательным стихотворением. А народная
нравственность зиждется на идеалах христианских, в том же духе
складывались убеждения и поэтов-классиков.
Обратите внимание на то, как «прочно слеплено» последнее
четверостишие параллелизмом в его построении: три строки с повторами –
лексическим (покуда, покуда, пока), морфологическим (три глагола в
повелительном наклонении в начале строк и три возвратных глагола в
настоящем времени в конце строк) и синтаксическим (одинаковое строение
трех предложений), а четвертая строка – итог, емкий фразеологизм.
Благодаря этому финал гармонично завершает это глубоко народное
произведение и звучит как народная песня, как голос самой природы,
воплотившей мысль ее Творца, голос ее лесов и лугов, и конечно же это
главная мысль самого поэта.
А. Н. Майков
«Осенние листья по ветру кружат…»
Читая стихотворение А. Н. Майкова, постарайтесь представить себе описанный поэтом пейзаж:
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Вы, конечно, вообразили осенний лес, желтые листья
берез, красные широкие лапы кленов, бурые, скомканные листья орешника.
Ветер срывает их с ветвей, и они падают на дорогу, вновь взмывают вверх,
кружатся, носятся вихрем по лесу и даже кажутся живыми. И не случайно
поэт наделил их чувством и речью, использовав олицетворение. Они ощущают
тревогу, в панике им кажется, что все погибло.
Это ощущение катастрофы создается благодаря повторам,
которые усиливают значение слов. Посмотрите, как построены первые две
строки, и вы увидите, помимо фонетического повтора – рифмы, – еще и
лексический – анафору (осенние листья), и синтаксический повторы
(предложения построены одинаково: определение – подлежащее –
обстоятельство – сказуемое). Повторы усиливают и чувство тревоги в
словах самих листьев: «Все гибнет, все гибнет!» Не менее выразительно и
то, что «речь» листьев эмоциональна, состоит из восклицательных
предложений. Все это и создает интонацию предельно взволнованную,
ощущение смятения.
И вот на смену этой трагической эмоции и напряженной,
взволнованной интонации приходит совсем другое – спокойствие и
величественность. А размер стиха – четырехстопный амфибрахий –
объединяет обе строфы и создает единство целого, в котором есть и
смятение гибнущих листьев, и торжественность засыпающего леса. Природа
предстает во всем ее многообразии – в умирании и торжестве жизни.
Вторая строфа начинается с отрицания, причем глагол означает не действие, как глаголы первой строфы, а состояние: не слышит. Сравните эмоциональную окраску слов в этих строфах. Лес назван царственным, его сны – могучие, в то время как листьям он казался совсем другим: черен и гол.
Состояние леса – сон, а не смерть. И потому стихотворение заканчивается
жизнеутверждающими словами: «И зреет в нем сила для новой весны».
Почему же листья не видят этого? Потому что они сами
гибнут, и собственная гибель представляется им крушением всего мира.
Оттого так тревожна интонация первой строфы – в ней показано отношение к
наступлению осени листьев, вовлеченных в это событие. И листья
превращаются в символический образ, так же как и ветер, который мы
воспринимаем как «ветер перемен», и осень – образ, традиционно в поэзии
связанный семантически с умиранием. А если вспомнить, что стихотворение
написано в 1864 году, в эпоху коренных преобразований в российской
жизни, то эти образы могут быть истолкованы и в историко-социальном
ключе.
Но этим содержание стихотворения не исчерпывается. В нем есть и другое значение, более общее. И это не аллегория, а символ потому что здесь мысль отнюдь не отвлеченная, а передана через вполне конкретный многозначный образ.
Художественное богатство образа определяется его
многозначностью, обилием его предметно-смысловых связей как внутри, так и
за пределами текста. Тогда при чтении произведения человек размышляет о
единстве человека и мира, об ограниченности человеческого разума,
бессильного проникнуть в коренные свойства мира. А для приближения к
истине ему необходимо особое чувство гармонии с миром Природы, умение
видеть сущность происходящего. |