Познакомьтесь с замечательным четверостишием В. А. Жуковского:
Воспоминание
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.
Читая стихотворение, вы, вслед за поэтом обязательно
вспомните с добрым чувством тех, кого уже нет рядом, с кем пришлось
расстаться. Но заметьте: чувство, возникающее у вас при чтении, совсем
не то же самое, что вы испытываете, горюя о тех, кого лишились.
Во-первых, в жизни вы обычно думаете о конкретном человеке, к которому у
вас было определенное отношение. А в стихотворении говорится вообще обо
всех милых спутниках, и эмоции носят общий характер. Во-вторых, в
стихотворении ярко передано чувство примирения с утратой, чего в
реальной жизни может и не быть.
И самое главное: то состояние души, которое стремился
передать поэт, прекрасно само по себе и к тому же прекрасно выражено.
Медленно развертывается в четырех строках сначала шестистопного, затем
четырехстопного ямба философская мысль, заключенная в единственном
предложении. Как значимо здесь каждое слово! Сам Жуковский начинает этим
стихотворением статью «Воспоминание» и так развивает мысль: «Нет и были, – какая разница! В первом потеря, в последнем воспоминание;
нет — значит исчезли; были — значит оставили след бытия своего. Прекрасная жизнь тех, которых мы лишились, освещает для нас землю и жизнь нашу…»
Но разве мы не поняли этого, читая стихотворение? И не
кажется ли вам, что в стихах поэт сказал гораздо больше, чем в
прозаическом пояснении?
Поэтический текст обладает удивительной емкостью – ведь
такая важная и глубокая мысль выражена всего одной фразой! И мы
почувствовали значительность высказывания, оформленного в стихотворные
мерные строки и ставшего явлением искусства. Мы видим, как постепенно
развертывается побудительное предложение, начинаясь с второстепенных
членов и завершаясь многозначительным утверждением…
Даже если бы слова нет и были не
выделялись автором курсивом, они семантически выделены самим построением
текста. Слова стоят в конце строк, а это самое ударное, самое значимое
место в стихах. Они противопоставлены друг другу, мы их сравниваем и
обнаруживаем сходство и различие смысла. Слово нет сопрягается с тоской, а слово были — с благодарностию. И эти существительные окрашивают их эмоцией, усиливают значение.
Но еще до этого афористичного финала, с первых слов
стихотворения, у читателя возникает светлое чувство благодарности к тем,
с кем повстречался он на жизненном пути. Отношение поэта к этим людям
выражено эпитетом милых, книжным высоким словом сопутствием, которое перекликается с однокоренным спутниках, таким же высоким словом животворили — вникнув в его состав, мы поняли смысл: оживляли, делали полным жизни наш свет.
И читатель чувствует, что его печаль об ушедших не
исчезает, но становится иной, более светлой и прекрасной. Поэт возвысил
наши чувства, открыл нам, что есть своя прелесть не только в радости, но
и в печали.
Невыразимое
В. А. Жуковский использовал новые языковые средства,
стремясь поэтически выразить жизнь души и сердца. В стихотворении
«Невыразимое» поэт говорит о своем понимании задач поэтического
творчества. Прочитайте отрывок, которым заканчивается это большое
стихотворение:
Что видимо очам – сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие Создателя в созданье —
Какой для них язык? Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
Поэт сокрушается, что поэзия не в силах передать живую красоту природы. Ведь главное не то, что видимо очам, а то, что слито с сей блестящей красотою,
то есть вызванные красотой таинственные движения души, оттенки
настроений. Жуковский утверждает, что это невыразимо словом. Но он-то
как раз и находит языковые средства для передачи этих неуловимых
движений души, того, что скрыто за поверхностным, за тем, что видит
глаз.
Как пишет исследователь и знаток романтического
направления Г. А. Гуковский, эта поэзия передает «невыразимое душевное
волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть
внутренней жизни сознания». Слово в ней становится «условным ключом,
открывающим тайники духа в восприятии самого читателя», оно не
обозначает предмет, а передает «отношение души к
предмету», оно звучит как музыка, и в нем важны обертоны, дополнительные
смыслы. Слово «вызывает эмоцию своими вторыми и третьими значениями,
своим субъективным семантическим ореолом».
Это значит, что в словах часто возникает целый спектр
дополнительных значений: слово, встреченное прежде в каком-либо
произведении, вызывает реминисценцию, или наряду с основным в нем
проступает добавочное значение в результате воздействия рядом стоящих
слов, или слова, с помощью которых описывается явление природы, сообщают
о состоянии человека.
Г. А. Гуковский замечает, какие слова отбирает поэт: душа, глас, привет, воспоминанье, стремленье, святыня, упованье
… Существительные не предметные, а отвлеченные, с общей для этого
словесного ряда эмоциональной окраской: высокое и какое-то
неопределенное чувство.
Вот Жуковский рисует картину природы. При этом
существительные должны называть предметы, но они говорят не столько о
том, что мы видим, сколько о том, что чувствуем. Пламень облаков —
не просто золотисто-розовые облака, это поэтические слова, вызывающие в
сознании читателя ассоциации с человеческими чувствами, с образом
«пламень души»; и это дополнительное значение оказывается главным. То же
можно сказать и о словах по небу тихому — тишина и возвышенный покой охватывают душу человека, завороженную зрелищем высокого неба. И когда мы читаем дрожанье вод блестящих, то понимаем, что речь идет главным образом о зыбком и трепетном состоянии того, кто видит такую картину.
И это не аллегория: нельзя сказать, что поэт говорит о
природе, а подразумевает что-то другое. Перед нами на самом деле картина
природы, но поэт описывает вовсе не блестящую красоту ее; слова
здесь многозначны, в них возникают дополнительные смыслы, связанные с
настроением, с внутренним состоянием человека.
А дальше речь идет уже прямо о чувствах. Что такое обворожающего глас? Причастие должно обозначать признак, а тут оно стало главным в словосочетании, причем
передает ощущение чего-то неуловимо прекрасного. А миновавшего привет? Опять признак стал предметом, но не видимым, а чувствуемым. Вы, наверное, заметили этот словесный ряд: смутное, волнующее, обворожающего, к далекому, миновавшего … Признаки, которые соотносятся не с предметом, а с настроением автора, которое, несомненно, передается читателю.
И сочетаются слова необычно. Как вы поняли выражение: «О
милом радостном и скорбном старины»? Ведь радость и скорбь – антонимы,
но они объединены эпитетом милом, потому что в воспоминании о прошедшем радость и скорбь одинаково дороги сердцу.
А как важна та восходящая напряженная интонация,
создаваемая прежде всего стихом – шестистопным ямбом и всеми средствами
языка, в том числе и с помощью анафоры – сей, сия. Напряжение
завершается вопросом: «Какой для них язык?» И затем следует понижение
голоса, признание бессилия слова: «И лишь молчание понятно говорит». Но
все стихотворение опровергает этот вывод, поэт говорит словами, только
особенными. Их лексические значения ослаблены, на первый план
выдвигается то, что открывается только в этом словосочетании, в
завораживающем звучании, в ритмическом рисунке. Слова настраивают
читателя на сопереживание, вызывают эмоцию.
С помощью таких языковых средств Жуковский передает
зыбкие, трудноуловимые, неопределимые логически, таинственные душевные
движения. А жизнь души заполнена главным чувством – стремлением к
идеалу. Как утверждает В. Г. Белинский, пафос поэзии Жуковского –
«стремление к бесконечному». В земных явлениях поэт видит божественное
начало, «присутствие Создателя в созданье» – жизнь духа. И эта
одухотворенность, присущая его стиху, подчеркивает высокие и прекрасные
качества человека.
Современный читатель почувствует пленительную сладость
этих стихов, в его душе возникнут сложные и тонкие эмоции, а значит,
стихи Жуковского заставляют нас не только восхищаться красотой мира, но и
самим творить – созидать себя, обретать духовность.
Море
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него
Читая стихотворение «Море», мы сразу попадаем под
обаяние его медленной, размеренной интонации, передающей ощущение
необычайной значительности того, о чем говорит поэт. Высокие слова и
плавное звучание четырехстопного амфибрахия создают эту интонацию. Слова
приобретают глубокий смысл благодаря возникающим в них дополнительным
значениям (об этом мы говорили, рассматривая стихотворение
«Невыразимое»). Слово безмолвное в стихотворении приобретает значение «скрывающее в себе тайну, исполненное величественного спокойствия».
И лазурное не только обозначает цвет, оно несет
смысловую и эмоциональную нагрузку – это высокое чувство (ведь море не
голубое или синее, а лазурное), восхищение от голубизны, ощущение
красоты, гармонии, света. А когда слово это появляется второй раз,
значение еще усиливается благодаря эпитету – светозарной лазурью.
Море предстает как живое существо – таинственной, сладостной полное жизни, – родственное
душе поэта. Тайна моря недоступна поверхностному взгляду,
рационально-логическому рассуждению, а открывается душевному волнению,
особому настрою, о котором говорит слово сладостной, – то есть любви, умилению, восторгу, наслаждению красотой.
Тайна моря приоткрывается в вопросительном предложении,
основанном на антитезе: «Иль тянет тебя из земныя неволи / Далекое
светлое небо к себе?..» Мы уже видели в стихотворении «Невыразимое»
устремленность поэта к бесконечному, божественному, и здесь он чувствует
«присутствие Создателя в созданье». Море устремлено к небу, небо
отражается в море – это и есть тайна моря, смысл его жизни. Конечно же
речь идет не только о море, а более всего – о душе человеческой. Поэт
передает неудовлетворенность существующим и стремление к идеалу, без
которого невозможна человеческая жизнь.
Два состояния моря – спокойное и бурное – представлены
как отражение неба. Жуковский пишет: «Ты чисто в присутствии чистом
его». Что означает слово чисто? Это не только красота и покой, в
слове возникает дополнительное значение – сближение с понятиями «чистота
души», святость, божественная благодать. А противоположное состояние –
дисгармония, утрата идеала – передано словесным рядом, в котором слова
окрашены отрицательной эмоцией: темные тучи, отнять, бьешься, воешь, рвешь, терзаешь враждебную мглу.
И вот перед нами вновь спокойное море, но оно не забыло пережитой тревоги. Казалось бы, есть сладостный блеск возвращенных небес, но это на небе, а к морю тишина вернулась не вовсе. Еще в начале стихотворения говорилось о смятенной любви моря, его тревожной
думе. Теперь это чувство наполняется конкретным психологическим
содержанием. Море вобрало в себя пережитое, хранит его в себе – потому
спокойный вид моря обманчив.
В таком одухотворении природы, которое мы увидели в
стихах Жуковского, заключен глубокий смысл. Наделяя природу тайнами,
раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души,
поэт художественными средствами утверждает свою мысль: «Святейшее из
званий – человек», и «Мир существует только для души человеческой».
Внутренний мир человека в его стихах приобретает космический масштаб,
предстает во всем величии и красоте. Жуковский говорит о невозможности
существования без высокого идеала, без Бога в душе.
Поэт помогает и нашим современникам понять, что в жизни
есть не только повседневные заботы, а истинные наслаждения. Быть
человеком – значит сознавать высокий смысл своего существования, в
котором главное – не богатство, не власть, не сиюминутные радости, а
стремление к совершенству. |