Воскресенье, 03.07.2022, 15:04





ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Сентябрь » 09
ДОЛЬНИК — вид русского и немецкого стихосложения, являю­щийся своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим (главным образом трехсложным) стихом и чисто тоническим. Строки его, совпадая по числу ударений, сравни­тельно свободно располагают безударные слоги. Сочетания ударных и безударных слогов образуют поэтому уже не «сто­пы», а «доли», где количество безударных колеблется от одного до трех-четырех.

Не знаю, что значит такое,

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1183 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ДРАМА (от греч. drama — действие).— 1. Род литературы, один из трех, наряду с эпосом (см.) и лирикой (см.). Основу Д., как на это указывает изначальный смысл слова, составляет дейст­вие (см.). В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни — через события, поступки, столкновения героев, борьбу, т. е. через явления, составляющие внешний мир. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совер­шившемся событии (или системе событий), в Д. предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты (см.) и в форме диалога (см.).

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1316 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ДУМА.— 1. Украинская народная историческая песня. В основ­ном Д. рассказывают о борьбе украинского казачества с сул­танской Турцией, польской шляхтой, шведскими захватчиками. Герои Д.— казак Голота, Иван Богун, Богдан Хмельницкий, Семен Палий. Стих Д. рифмован. Д. поются речитативом под аккомпанемент кобзы, бандуры, народной лиры. Т. Шевченко, назвав свой сборник стихов «Кобзарь», подчеркнул народное уважение к Д., к ее традициям.

2. В русской поэзии XIX века Д. называли стихотворения философско-исторического содержания («Думы» К. Рылеева, ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1167 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЖАНР (от франц. genre — род, вид). Первоначально Ж. назы­вали литературные роды: эпос, лирику и драму. В наше время Ж. называют формы, в которых проявляются литературные роды и виды. Ж. различаются:

1) по тематическим особеннос­тям, например: роман психологический, исторический, плутов­ской, научно-фантастический и т. д. Ж. «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова определяется как социально-психологичес­кий, Ж. «Бориса Годунова» А. С. Пушкина — как историческая трагедия, «Свои люди — сочтемся» А. Островского — как быто­вая комедия, «Гипербо ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1124 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЖАРГОН, или арго (от франц jargon),— речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Разновидность Ж.: салонный, или великосветский, мещанский, воровской, молодежный, студен­ческий, школьный, армейский, морской, спортивный и т. д.
Ж. зачастую не понятен для непосвященных и требует пояснений. Некоторые жаргонные слова, видоизменяясь, постепенно входят в литературный язык и обогащают его (например, «чуять» — из Ж. охотников). Ж. используется для более точной характерис­тики персонажа, принадлежащего к группе людей, объединен­ных общими интересами. Пример воровского Ж.: «Первым вскочил с места Губошлеп. Он был стремительный человек. Но все же он был ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1164 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗАВЯЗКА — начальный момент в развитии событий, изобра­женных в художественном произведении. В зависимости от замысла писателя 3. по-разному сочетается с другими элемен­тами сюжета (см.). 3. может быть подготовлена экспозицией (см.) («Гроза» А. Островского, «Мать» М. Горького) или от­крывать действие сразу («Пиковая дама» А. Пушкина, «Аль­пийская баллада» В. Быкова). Она может оказаться в середине или в конце развития действия («Мертвые души» Н. Гоголя). ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1116 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗАГАДКА — жанр фольклора, в котором вещи и явления вос­производятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как вопрос для отгадывания. «Синяя шубенка покрыла весь мир» — небо сравнивается с шу­бой: образ поражает воображение несовместимостью призна­ков — шуба оказывается «синей» и так велика, что ею можно укрыть «весь мир».

В 3. дана воля вымыслу. Воображение предметно и реально. Классовый взгляд на мир обнаруживается преимущественно в иронии иносказаний: «Кто при царе в шапке сидит?» (с а м о в а р). 3. ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1298 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗАГОВОР — древнейший жанр заклинательного фольклора, словесная формула, которую считали средством воздействия на окружающий мир. 3. тесно связаны с магическими обрядами и сами представляют собой вид магии, основанной на вере в си­лу слова. Посредством 3. люда желали влиять на плодородие земли, стремились уберечь скотину от волка, медведя.
Сущест­вовали 3. на удачную охоту и рыбную ловлю, любовно-брачные 3., 3. против болезней и пр. 3. ритмичны, изобилуют повторе­нием отдельных слов и оборотов. Повторению придавалось важ­ное символико-магическое значение: таков, например, эпитет «золотой» — «Есть море золото, на золоте море золото древо, на золоте древе золоты птицы» и пр. Повторения были средством ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1139 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗАМЫСЕЛ — первая ступень творческого процесса, первона­чальный набросок будущего произведения. У 3. существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших писателя проблем и конфликтов).

Однако изучение творческой истории различных произведе­ний доказывает, что 3. может изменяться.

Например, Лермон­тов предполагал р ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1256 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗАЧИН — устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие произведения фольклора. В сказках такой формулой является начало повествования «Жили-были...», в былинах — упоминание пира у князя Владимира:

Как во стольном было городе во Киеве,

Как у славного было князя у Владимира.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1280 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ — повторение сходных звуковых соче­таний в словах художественной речи (как правило, в стихе), которые используются для усиления художественной выра­зительности. В качестве 3. п. (важнейший из них — рифма) поэт выделяет слова, наиболее важные для него по смыслу.

Например, в поэме Маяковского «Во весь голос» есть строфа:

Рабочего

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1505 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — один из видов звукописи, когда используются слова, звучание которых как бы намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. Например, в сти­хах Г. Р. Державина:

Послушай рога рёв,

Там эха хохотанье;

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1444 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ЗВУКОПИСЬ — подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с со­держанием текста. Например, в строках Пушкина из «Мед­ного всадника»:

...И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1298 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ. Идеал — это представление о совер­шенстве, мечта о будущем. И. организует ум и волю человека, делает его более целеустремленным. В соответствии с различными сферами дея­тельности И. могут быть социальные, политические, научные и т. д. Социальный И.— представление о совершенном об­щественном строе, научный И.— об истине и путях ее дости­жения, моральный И.— о нормах поведения в обществе, й. э. охватывает особую область интересов: представление о наиболее полном и свободном развитии физических и духов­ных способностей человека, о совершенстве человеческой личности и общества. Наиболее полно И. э. выражается в ис­кусстве и литературе, в художественном творчестве. Встре­ча с явлениями, ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1366 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИДЕЙНОСТЬ — наличие в художественном произведении чет­ко выраженной позиции писателя и социально значимой на­правленности. И. литературы означает высокую степень ее общественной активности. Искусство (и в частности, литература) проявляет свою И., по Чернышевскому, в особого рода худо­жественном «приговоре» действительности, в отборе и типиза­ции жизненного материала. Сам выбор темы и героя для повествования может быть отчетливо отмечен знаком И. (кре­постные крестьяне в «Записках охотника» Тургенева; «новые люди» из среды демократического разночинства в «Что де­лать?» Чернышевского; глубоко драматичные взаимоотноше­ния аристократа и женщины из народа в «Воскресении» Л. Тол­стого; путь в революцию жите ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1203 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ — основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов. И. п. неотделима от образной природы искусства, она несво­дима к научной идее,  к публицистической декларации или к формально-логическому суждению. Л» Толстой говорил об «Анне Карениной»: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман, тот самый, который я написал, сначала».

И. п. может вступать в известное проти ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1350 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИДИЛЛИЯ (от греч. eidyllion — маленький образ, небольшое поэтическое произведение) — одна из основных литературных форм буколики (см.). Так в античности назывались произведе­ния Феокрита (III век до н. э.), написанные по большей части гекзаметром, незначительные по размеру, различные по жан­ровым формам: мим, эпиллий, лирический монолог, диалог и др. И. Феокрита объединяет интерес к повседневной жизни человека, к интимным чувствам, к простым людям, к природе. Герои его произведений — горожане-обыватели, рыбаки, земле­дельцы-поденщики, но главным образом пастухи, чья мирная жизнь среди природы и здоровые естественные чувства состав­ляли контраст с развращающей сутолокой города.
И. Феокрита и его по ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1126 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИМАЖИНИЗМ (от франц. image — образ) — малозначитель­ное литературное течение в русской поэзии, существовавшее с 1919 года несколько лет. Его представители: В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, А. Кусиков. Имажинисты про­возглашали «победу образа над смыслом» (В. Шершеневич). Имажинистское стихотворение могло не иметь содер­жания, но оно должно было быть насыщено словесными об­разами, являться «толпой образов». Имажинисты создали много стихов по таким рецептам:

В небе облак лохматой дворняжкой

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1264 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление) — художественное направление (течение), возникшее во Фракции в последней четверти XIX века. В живописи И. выдвинул вы­дающихся мастеров (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, в России — К. Коровин) и составил целую эпоху в истории мирового искусства.

В истории литературы И. не сложился как особое направ­ление. В этом смысле об И. можно говорить лишь как о явле­нии стиля того или иного писателя.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1175 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИНВЕКТИВА (от лат. invehi — бросаться, нападать) — вид сатиры, резкое обличительное осмеяние, устное или письмен­ное, личное или общественное по своему характеру, обращенное против конкретного, реально существующего лица или группы лиц, сопровождающееся некоторым сдвигом реальности изоб­ражаемого. Общественное звучание и смысл приобретает в результате противопоставления объекта обличения некоему об­щественному идеалу и отождествления объекта обличения с некоторой общественной категорией; характеризуется струк­турной и смысловой двуплановостью, нередко допускает соз­нательное выдвижение на первый план личного элемента, призванного замаскировать общественное; служит одним из способов борьбы средствами л ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1279 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. in — на и scaena — сцена) — пере­работка эпического (прозаического или стихотворного) произ­ведения для театра, телевидения, радио с целью сценического воплощения. Для И. берутся наиболее значительные или поль­зующиеся успехом у читателя произведения. Впервые И. получила распространение во второй половине XIX века, когда роман выдвинулся в число важнейших литературных жанров, а в театре преобладали водевиль (см.) и мелодрама (см.), в целом далекие от общественной проблематики и по глу­бине изображения действительности и человека бесконечно уступавшие реалистическому роману. Не случайно поэтому в России, где успехи романа были особенно значительны, в теат­рах второй половины XIX в ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1444 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ (интеллектуальный роман, интеллектуальная драма и т. п., иногда говорят «роман-кон­цепция», «драма-концепция») — понятие, возникшее в литера­туроведении в последние десятилетия для обозначения худо­жественных произведений, в которых внимание автора сосре­доточено не столько на изображении самой жизни, человечес­ких характеров, сколько на идейных, теоретических спорах, которые ведут действующие лица.

Интеллектуальными (т. е. насыщенными глубокой мыслью) являются почти все великие произведения мировой литературы — Шексп ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1137 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedins — находящийся посре­ди) — небольшая пьеса комического содержания, разыгрыва­емая между актами основной драмы. И. возникла в средневеко­вом театре, при постановке мистерий — драм религиозного со­держания, в которые, однако, широко допускались бытовые и комические элементы. Большую популярность И. получила в Испании и Англии в эпоху Возрождения (Сервантес, Шекс­пир).

У Шекспира И. входили обычно в состав трагедий, (на­пример, сцена ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1185 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare — громко произносить) — ос­новное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит. На­пример, ребенок может вложить в одно и то же слово «мама» огромное количество смысловых оттенков — от призыва до вы­ражения страха, от радости до печали.

И. выражает конкретный смысл высказывания, придает ему законченность. Она образуется с помощью повышения и по ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1154 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИНТРИГА (от лат. intricare — запутывать) — обострение сюжета (см.), чаще всего драматургического, в литературном произведении с помощью использования различных случай­ностей, совпадений, обманных ходов, запутывающих действие (см.),   делающих   неясным   дальнейшее   развитие   конфликта(см.) и неожиданным его разрешение. И. служит целям раскры­тия характеров персонажей через поступки.

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1168 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИРОНИЯ (от греч. eironeia — притворство, насмешка).

1.      Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. Например:

«Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И. А. Крыло ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1143 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

«ИСКУССТВО для ИСКУССТВА», или теория «чисто­го искусства», сложилась в середине XIX века, когда «революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе). Сторонники теории «И. д. и.» объявили красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. В созданном вооб­ражением мире прекрасного они мечтали укрыться от неспра­ведливости  социальных отношений, от порабощающей власти денег. Им казалось, что можно обрести независимость, если не вмешиваться в общественную борьбу. Однако свобода ока­залась мнимой. Отказ от социально-гражданской тематики отвечал интересам правящих клас ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1512 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ИСТОРИЗМ — литературоведческое понятие, обозначающее, как одно из важных свойств художественной литературы, ее способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной истори­ческой эпохи. При этом термин «И.» применяется в двух смыс­лах:

1. В широком смысле И. присущ всем истинно художе­ственным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут слу­жить баллада ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1331 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

КАЛАМБУР (от франц. calembour — игра слов) — одно из ху­дожественно-выразительных средств поэтического языка, хотя широко фигурирует в речи вообще, в качестве остроты, меткой характеристики, шутки.

В основе каламбура — юмористичес­кое использование многозначности слова («Ноздрев был в неко­тором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории...» — Н. В. Гоголь), омонимов или звукового подобия слов («Защитник вольности и прав В сем случае совсем не прав».— А. С. П у ш к и н; «Но кто мне объяснит, ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1440 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

КАНТАТА (от лат. canto — петь) — стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно по какому-либо торжественному случаю. Для К. характерно разнообразие частей, различных по ритму. К. возникла на рубеже XVI— XVII веков в Италии, во Франции; в России появилась в XVIII веке (Тредиаковский).

Попытки возродить К. с новым содержа­нием были предприняты в революционной поэзии (например, в немецкой — И. Бехер), но большого распространения не полу­чили. Современные композиторы создают К. на тексты, специ­ально для этого не предназнач ... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1169 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

КАНЦОНА (от итал. canzone, от франц. chanson — песня) — в средневековой поэзии песня о рыцарской любви. Позднее со­держание К. стало разнообразней.

Правила К.: обязательная оригинальность чередования рифм (нет двух К. с одинаковой схемой рифмовки), последняя строфа (т о р н а д а) короче и со­держит прямое обращение к тому, кому посвящена песня, т. е. совпадает с «посылкой» средневековой баллады; в остальном

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1169 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

КАТРЕН (от франц. quatre — четыре) — четверостишие, са­мая частая строфа в русской лирической поэзии XIX—XX ве­ков. (Например, у А. С. Пушкина К. охватывают около 35% всех стихотворных строк, не считая тех К., которые служат частью более крупных строф — онегинской, сонета и др.; К. абсолютно господствует в поэзии В. В. Маяковского.)

Стихотво­рение обычно состоит из нескольких К. Как самостоятельные произведения К. встречаются редко:

... Читать дальше »

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1192 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый), классическое в литературе — литературное наследие писателей, признавае­мых лучшими в мировой литературе (Сервантес, Шекспир, Ге­те, Шиллер, Пушкин, Бальзак, Л. Толстой, Достоевский, Чехов и др.). Кроме того, существует и национальная К., представля­ющая сокровищницу национальной литературы (например, Некрасов в России, Мериме во Франции и т. д.). Классическим периодом в национальной литературе принято считать время появления наибольшего числа крупных дарований, создаю­щих законы, традиции этой литературы. Во Франции таким периодом стал XVII век, ознаменованный именами Корнеля, Расина, Мольера, в Германии — вторая половина XVIII века (Лессинг, Гете, Шиллер), в ... Читать дальше »
Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1059 | Добавил: admin | Дата: 09.09.2012

ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2022 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0