ДОЛЬНИК — вид русского и
немецкого стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой между
силлабо-тоническим (главным образом трехсложным) стихом и чисто тоническим.
Строки его, совпадая по числу ударений, сравнительно свободно располагают
безударные слоги. Сочетания ударных и безударных слогов образуют поэтому уже не
«стопы», а «доли», где количество безударных колеблется от одного до
трех-четырех.
Не знаю, что значит такое,
...
Читать дальше »
|
ДРАМА (от греч. drama —
действие).— 1. Род литературы, один из трех, наряду с эпосом (см.) и лирикой (см.).
Основу Д., как на это указывает изначальный смысл слова, составляет действие (см.).
В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни
— через события, поступки, столкновения героев, борьбу, т. е. через явления,
составляющие внешний мир. Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся
событии (или системе событий), в Д. предстает в качестве живого,
развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия,
показанного через конфликты (см.) и в форме диалога (см.).
...
Читать дальше »
|
ДУМА.— 1. Украинская
народная историческая песня. В основном Д. рассказывают о борьбе украинского
казачества с султанской Турцией, польской шляхтой, шведскими захватчиками.
Герои Д.— казак Голота, Иван Богун, Богдан Хмельницкий, Семен Палий. Стих Д.
рифмован. Д. поются речитативом под аккомпанемент кобзы, бандуры, народной
лиры. Т. Шевченко, назвав свой сборник стихов «Кобзарь», подчеркнул народное
уважение к Д., к ее традициям.
2. В русской поэзии XIX века
Д. называли стихотворения философско-исторического содержания («Думы» К.
Рылеева,
...
Читать дальше »
|
ЖАНР (от франц. genre —
род, вид). Первоначально Ж. называли литературные роды: эпос, лирику и драму.
В наше время Ж. называют формы, в которых проявляются литературные роды и виды.
Ж. различаются:
1) по тематическим
особенностям, например: роман психологический, исторический, плутовской,
научно-фантастический и т. д. Ж. «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова
определяется как социально-психологический, Ж. «Бориса Годунова» А. С. Пушкина
— как историческая трагедия, «Свои люди — сочтемся» А. Островского — как бытовая
комедия, «Гипербо
...
Читать дальше »
|
ЖАРГОН, или арго (от франц
jargon),— речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много
искусственных слов и выражений. Разновидность Ж.: салонный, или великосветский,
мещанский, воровской, молодежный, студенческий, школьный, армейский, морской,
спортивный и т. д. Ж. зачастую не понятен для непосвященных и требует
пояснений. Некоторые жаргонные слова, видоизменяясь, постепенно входят в
литературный язык и обогащают его (например, «чуять» — из Ж. охотников). Ж.
используется для более точной характеристики персонажа, принадлежащего к
группе людей, объединенных общими интересами. Пример воровского Ж.: «Первым
вскочил с места Губошлеп. Он был стремительный человек. Но все же он был
...
Читать дальше »
|
ЗАВЯЗКА — начальный момент
в развитии событий, изображенных в художественном произведении. В зависимости
от замысла писателя 3. по-разному сочетается с другими элементами сюжета (см.).
3. может быть подготовлена экспозицией (см.) («Гроза» А. Островского, «Мать» М.
Горького) или открывать действие сразу («Пиковая дама» А. Пушкина, «Альпийская
баллада» В. Быкова). Она может оказаться в середине или в конце развития
действия («Мертвые души» Н. Гоголя).
...
Читать дальше »
|
ЗАГАДКА — жанр фольклора,
в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с
отдаленно сходными; обычно предлагается как вопрос для отгадывания. «Синяя
шубенка покрыла весь мир» — небо сравнивается с шубой: образ поражает
воображение несовместимостью признаков — шуба оказывается «синей» и так
велика, что ею можно укрыть «весь мир».
В 3. дана воля вымыслу.
Воображение предметно и реально. Классовый взгляд на мир обнаруживается
преимущественно в иронии иносказаний: «Кто при царе в шапке сидит?» (с а м о в
а р). 3.
...
Читать дальше »
|
ЗАГОВОР — древнейший жанр
заклинательного фольклора, словесная формула, которую считали средством
воздействия на окружающий мир. 3. тесно связаны с магическими обрядами и сами
представляют собой вид магии, основанной на вере в силу слова. Посредством 3.
люда желали влиять на плодородие земли, стремились уберечь скотину от волка,
медведя. Существовали 3. на удачную охоту и рыбную ловлю, любовно-брачные 3.,
3. против болезней и пр. 3. ритмичны, изобилуют повторением отдельных слов и
оборотов. Повторению придавалось важное символико-магическое значение: таков,
например, эпитет «золотой» — «Есть море золото, на золоте море золото древо, на
золоте древе золоты птицы» и пр. Повторения были средством
...
Читать дальше »
|
ЗАМЫСЕЛ — первая ступень
творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У 3.
существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная
(предполагаемое разрешение взволновавших писателя проблем и конфликтов).
Однако изучение творческой
истории различных произведений доказывает, что 3. может изменяться.
Например, Лермонтов
предполагал р
...
Читать дальше »
|
ЗАЧИН — устойчивая
формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие произведения
фольклора. В сказках такой формулой является начало повествования
«Жили-были...», в былинах — упоминание пира у князя Владимира:
Как во стольном было
городе во Киеве,
Как у славного было князя
у Владимира.
...
Читать дальше »
|
ЗВУКОВЫЕ ПОВТОРЫ —
повторение сходных звуковых сочетаний в словах художественной речи (как
правило, в стихе), которые используются для усиления художественной выразительности.
В качестве 3. п. (важнейший из них — рифма) поэт выделяет слова, наиболее
важные для него по смыслу.
Например, в поэме
Маяковского «Во весь голос» есть строфа:
Рабочего
...
Читать дальше »
|
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — один из
видов звукописи, когда используются слова, звучание которых как бы намекает на
звуковые особенности изображаемых явлений. Например, в стихах Г. Р. Державина:
Послушай рога рёв,
Там эха хохотанье;
...
Читать дальше »
|
ЗВУКОПИСЬ — подбор звуков
в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении
с содержанием текста. Например, в строках Пушкина из «Медного всадника»:
...И блеск, и шум, и говор
балов,
А в час пирушки холостой
...
Читать дальше »
|
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ. Идеал
— это представление о совершенстве, мечта о будущем. И. организует ум и волю
человека, делает его более целеустремленным. В соответствии с различными
сферами деятельности И. могут быть социальные, политические, научные и т. д.
Социальный И.— представление о совершенном общественном строе, научный И.— об
истине и путях ее достижения, моральный И.— о нормах поведения в обществе, й.
э. охватывает особую область интересов: представление о наиболее полном и
свободном развитии физических и духовных способностей человека, о совершенстве
человеческой личности и общества. Наиболее полно И. э. выражается в искусстве
и литературе, в художественном творчестве. Встреча с явлениями,
...
Читать дальше »
|
ИДЕЙНОСТЬ — наличие в
художественном произведении четко выраженной позиции писателя и социально
значимой направленности. И. литературы означает высокую степень ее
общественной активности. Искусство (и в частности, литература) проявляет свою
И., по Чернышевскому, в особого рода художественном «приговоре»
действительности, в отборе и типизации жизненного материала. Сам выбор темы и
героя для повествования может быть отчетливо отмечен знаком И. (крепостные
крестьяне в «Записках охотника» Тургенева; «новые люди» из среды
демократического разночинства в «Что делать?» Чернышевского; глубоко
драматичные взаимоотношения аристократа и женщины из народа в «Воскресении» Л.
Толстого; путь в революцию жите
...
Читать дальше »
|
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ — основной
принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов.
И. п. неотделима от образной природы искусства, она несводима к научной
идее, к публицистической декларации или к
формально-логическому суждению. Л» Толстой говорил об «Анне Карениной»: «Если
же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я
должен был бы написать роман, тот самый, который я написал, сначала».
И. п. может вступать в
известное проти
...
Читать дальше »
|
ИДИЛЛИЯ (от греч. eidyllion
— маленький образ, небольшое поэтическое произведение) — одна из основных
литературных форм буколики (см.). Так в античности назывались произведения
Феокрита (III век до н. э.), написанные по большей части гекзаметром,
незначительные по размеру, различные по жанровым формам: мим, эпиллий,
лирический монолог, диалог и др. И. Феокрита объединяет интерес к повседневной
жизни человека, к интимным чувствам, к простым людям, к природе. Герои его
произведений — горожане-обыватели, рыбаки, земледельцы-поденщики, но главным
образом пастухи, чья мирная жизнь среди природы и здоровые естественные чувства
составляли контраст с развращающей сутолокой города. И. Феокрита и его по
...
Читать дальше »
|
ИМАЖИНИЗМ (от франц. image
— образ) — малозначительное литературное течение в русской поэзии,
существовавшее с 1919 года несколько лет. Его представители: В. Шершеневич, Р.
Ивнев, А. Мариенгоф, А. Кусиков. Имажинисты провозглашали «победу образа над
смыслом» (В. Шершеневич). Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания,
но оно должно было быть насыщено словесными образами, являться «толпой
образов». Имажинисты создали много стихов по таким рецептам:
В небе облак лохматой
дворняжкой
...
Читать дальше »
|
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression
— впечатление) — художественное направление (течение), возникшее во Фракции в
последней четверти XIX века. В живописи И. выдвинул выдающихся мастеров (К.
Моне, О. Ренуар, Э. Дега, в России — К. Коровин) и составил целую эпоху в
истории мирового искусства.
В истории литературы И. не
сложился как особое направление. В этом смысле об И. можно говорить лишь как о
явлении стиля того или иного писателя.
...
Читать дальше »
|
ИНВЕКТИВА (от лат. invehi
— бросаться, нападать) — вид сатиры, резкое обличительное осмеяние, устное или
письменное, личное или общественное по своему характеру, обращенное против
конкретного, реально существующего лица или группы лиц, сопровождающееся
некоторым сдвигом реальности изображаемого. Общественное звучание и смысл
приобретает в результате противопоставления объекта обличения некоему общественному
идеалу и отождествления объекта обличения с некоторой общественной категорией;
характеризуется структурной и смысловой двуплановостью, нередко допускает сознательное
выдвижение на первый план личного элемента, призванного замаскировать
общественное; служит одним из способов борьбы средствами л
...
Читать дальше »
|
ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. in —
на и scaena — сцена) — переработка эпического (прозаического или
стихотворного) произведения для театра, телевидения, радио с целью
сценического воплощения. Для И. берутся наиболее значительные или пользующиеся
успехом у читателя произведения. Впервые И. получила распространение во второй
половине XIX века, когда роман выдвинулся в число важнейших литературных
жанров, а в театре преобладали водевиль (см.) и мелодрама (см.), в целом
далекие от общественной проблематики и по глубине изображения действительности
и человека бесконечно уступавшие реалистическому роману. Не случайно поэтому в
России, где успехи романа были особенно значительны, в театрах второй половины
XIX в
...
Читать дальше »
|
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
(интеллектуальный роман, интеллектуальная драма и т. п., иногда говорят
«роман-концепция», «драма-концепция») — понятие, возникшее в литературоведении
в последние десятилетия для обозначения художественных произведений, в которых
внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих
характеров, сколько на идейных, теоретических спорах, которые ведут действующие
лица.
Интеллектуальными (т. е.
насыщенными глубокой мыслью) являются почти все великие произведения мировой
литературы — Шексп
...
Читать дальше »
|
ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedins
— находящийся посреди) — небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая
между актами основной драмы. И. возникла в средневековом театре, при
постановке мистерий — драм религиозного содержания, в которые, однако, широко
допускались бытовые и комические элементы. Большую популярность И. получила в
Испании и Англии в эпоху Возрождения (Сервантес, Шекспир).
У Шекспира И.
входили обычно в состав трагедий, (например, сцена
...
Читать дальше »
|
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare
— громко произносить) — основное выразительное средство звучащей речи,
позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Например,
ребенок может вложить в одно и то же слово «мама» огромное количество смысловых
оттенков — от призыва до выражения страха, от радости до печали.
И. выражает конкретный смысл
высказывания, придает ему законченность. Она образуется с помощью повышения и
по
...
Читать дальше »
|
ИНТРИГА (от лат. intricare
— запутывать) — обострение сюжета (см.), чаще всего драматургического, в
литературном произведении с помощью использования различных случайностей,
совпадений, обманных ходов, запутывающих действие (см.), делающих
неясным дальнейшее развитие
конфликта(см.) и неожиданным его разрешение. И. служит целям раскрытия
характеров персонажей через поступки.
...
Читать дальше »
|
ИРОНИЯ (от греч. eironeia
— притворство, насмешка).
1. Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо
противоположное тому, что подразумевается. Например:
«Откуда, умная, бредешь
ты, голова?» (И. А. Крыло
...
Читать дальше »
|
«ИСКУССТВО для ИСКУССТВА»,
или теория «чистого искусства», сложилась в середине XIX века, когда
«революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе). Сторонники
теории «И. д. и.» объявили красоту единственным содержанием и конечной целью
искусства. В созданном воображением мире прекрасного они мечтали укрыться от
несправедливости социальных отношений,
от порабощающей власти денег. Им казалось, что можно обрести независимость,
если не вмешиваться в общественную борьбу. Однако свобода оказалась мнимой.
Отказ от социально-гражданской тематики отвечал интересам правящих клас
...
Читать дальше »
|
ИСТОРИЗМ —
литературоведческое понятие, обозначающее, как одно из важных свойств
художественной литературы, ее способность в живых картинах, конкретных
человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической
эпохи. При этом термин «И.» применяется в двух смыслах:
1. В широком смысле И.
присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того,
изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить
баллада
...
Читать дальше »
|
КАЛАМБУР (от франц. calembour
— игра слов) — одно из художественно-выразительных средств поэтического языка,
хотя широко фигурирует в речи вообще, в качестве остроты, меткой
характеристики, шутки.
В основе каламбура —
юмористическое использование многозначности слова («Ноздрев был в некотором
отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось
без истории...» — Н. В. Гоголь), омонимов или звукового подобия слов («Защитник
вольности и прав В сем случае совсем не прав».— А. С. П у ш к и н; «Но кто мне
объяснит,
...
Читать дальше »
|
КАНТАТА (от лат. canto —
петь) — стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно по
какому-либо торжественному случаю. Для К. характерно разнообразие частей,
различных по ритму. К. возникла на рубеже XVI— XVII веков в Италии, во Франции;
в России появилась в XVIII веке (Тредиаковский).
Попытки возродить К. с
новым содержанием были предприняты в революционной поэзии (например, в немецкой
— И. Бехер), но большого распространения не получили. Современные композиторы
создают К. на тексты, специально для этого не предназнач
...
Читать дальше »
|
КАНЦОНА (от итал. canzone,
от франц. chanson — песня) — в средневековой поэзии песня о рыцарской любви.
Позднее содержание К. стало разнообразней.
Правила К.: обязательная
оригинальность чередования рифм (нет двух К. с одинаковой схемой рифмовки),
последняя строфа (т о р н а д а) короче и содержит прямое обращение к тому, кому
посвящена песня, т. е. совпадает с «посылкой» средневековой баллады; в
остальном
...
Читать дальше »
|
КАТРЕН (от франц. quatre —
четыре) — четверостишие, самая частая строфа в русской лирической поэзии XIX—XX
веков. (Например, у А. С. Пушкина К. охватывают около 35% всех стихотворных
строк, не считая тех К., которые служат частью более крупных строф —
онегинской, сонета и др.; К. абсолютно господствует в поэзии В. В.
Маяковского.)
Стихотворение обычно
состоит из нескольких К. Как самостоятельные произведения К. встречаются редко:
...
Читать дальше »
|
КЛАССИКА (от лат. classicus
— образцовый), классическое в литературе — литературное наследие писателей,
признаваемых лучшими в мировой литературе (Сервантес, Шекспир, Гете, Шиллер,
Пушкин, Бальзак, Л. Толстой, Достоевский, Чехов и др.). Кроме того, существует
и национальная К., представляющая сокровищницу национальной литературы
(например, Некрасов в России, Мериме во Франции и т. д.). Классическим периодом
в национальной литературе принято считать время появления наибольшего числа
крупных дарований, создающих законы, традиции этой литературы. Во Франции
таким периодом стал XVII век, ознаменованный именами Корнеля, Расина, Мольера,
в Германии — вторая половина XVIII века (Лессинг, Гете, Шиллер), в
...
Читать дальше »
|
|