ЗАМЫСЕЛ — первая ступень
творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У 3.
существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная
(предполагаемое разрешение взволновавших писателя проблем и конфликтов).
Однако изучение творческой
истории различных произведений доказывает, что 3. может изменяться.
Например, Лермонтов
предполагал развернуть действие «Демона» в Испании, а потом перенес его на
Кавказ. Советский писатель С. Залыгин так объясняет причину изменения 3.:
«Сначала я веду героев, а потом, перевалив через половину, оказываюсь в
подчинении у них... приходится приниматься за начало вещи, потому что в
первоначальном виде оно не соответствует героям, характеры и поступки сложились
только в середине романа».
Изменение 3. сюжета ведет к изменению идейного 3., который связан с
мировоззрением автора, вытекает из системы его идеалов. Когда мировоззрению
писателя свойственны противоречия, как это было у Л. Толстого, Бальзака и
некоторых др., то это сказывается на произведении, и читатель может сделать выводы,
не совпадающие с тем, что хотел сказать писатель. В таком случае говорят, что
возникло противоречие между 3. и исполнением, хотя на самом деле противоречие
заложено в окончательной концепции произведения. Так, к примеру, Л. Толстой
осуждал Анну в романе «Анна Каренина», а читатели ей сочувствуют и ее
оправдывают. |