ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression
— впечатление) — художественное направление (течение), возникшее во Фракции в
последней четверти XIX века. В живописи И. выдвинул выдающихся мастеров (К.
Моне, О. Ренуар, Э. Дега, в России — К. Коровин) и составил целую эпоху в
истории мирового искусства.
В истории литературы И. не
сложился как особое направление. В этом смысле об И. можно говорить лишь как о
явлении стиля того или иного писателя.
Разумеется, понятия стиля
в живописи и литературе не совпадают. Для И. в живописи воспроизведение
«впечатления» от предмета, изображение изменчивости, текучести явлений, особая
палитра красок, позволяющая передать игру освещения, придающего разный облик
одному и тому же предмету (утром, днем, вечером, в солнечный или пасмурный
день), органически связаны со всей эстетической позицией художника, определяют
его метод.
В литературе черты И.
можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у
натуралиста. Они выполняют разную, но подчиненную функцию.
Так, в лирике русских
поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в
стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица...
Нетрудно заметить, что в
отличие от других стихотворений того же поэта, в которых дано объективное
изображение окружающего мира (например: «Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало...»), в приведенных выше строках переданы прежде
всего впечатления, ощущения, личное, при этом сиюминутное восприятие ночи («серебро
ручья», «ночные тени», едва уловимый облик «милого лица»). |