ИРОНИЯ (от греч. eironeia
— притворство, насмешка).
1. Отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо
противоположное тому, что подразумевается. Например:
«Откуда, умная, бредешь
ты, голова?» (И. А. Крылов.) Видимо, хвалебное обращение означает здесь как раз
обратное — насмешку над ослом.
2. В литературном произведении И. может иметь и более широкий и значительный смысл: она придает художествен
ному изображению особую окраску, своеобразно раскрывая
неудовлетворенность автора окружающим миром. В этом случае И. уже не
просто
оборот речи (троп), а художественный принцип, из которого исходит
писатель в отражении жизни.
Цель И.— не смешить, не
развлекать, а, напротив, подчеркивать всю серьезность, порой даже трагичность
положений и ситуаций. Насмешка создается тем, что обнажается нелепость
происходящего.
И. в произведении может
относиться к отдельным персонажам; ею часто пользуются для создания характера (см.).
Посредством И. может быть
передано авторское суждение о действительности в целом. В таком случае принцип
И. становится стержневым, на нем строится все произведение. Примером могут
служить многие фантастические повести Гофмана («Золотой горшок»), лирика
раннего Гейне («Книга песен»), в которых И. присутствует наряду с сатирой (см.);
такие рассказы Чехова, как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»; большую
роль играет принцип И. в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». |