ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ — основной
принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов.
И. п. неотделима от образной природы искусства, она несводима к научной
идее, к публицистической декларации или к
формально-логическому суждению. Л» Толстой говорил об «Анне Карениной»: «Если
же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я
должен был бы написать роман, тот самый, который я написал, сначала».
И. п. может вступать в
известное противоречие между более или менее отвлеченным замыслом и его
художественным воплощением (у Тургенева в образах Лаврецкого в «Дворянском
гнезде» и Базарова в «Отцах и детях»; у Толстого в его теоретических
рассуждениях о ходе истории, с одной стороны, и собственно образном
воспроизведении нации, ведущей освободительную борьбу,— с другой, в «Войне и
мире»).
Наконец, И. п. может быть заключена в острой, волнующей общество
постановке той или иной проблемы. По словам Чехова, «в «Анне Карениной» и в
«Онегине» не решен ни один вопрос, но они всех вполне удовлетворяют, потому
только, что все вопросы поставлены в них правильно». Наличие в произведении
основной идеи не ограничивает содержание произведения», в нем могут бытьэ а
практически всегда и возникают идеи частного характера, связанные с отдельными
сюжетными ситуациями, отношениями героев и пр. Так, в «Евгении Онегине»
отношения Ленского и Ольги вызывают оценку, не влияющую на идею романа в целом,
но имеющую частное значение. В этом смысле произведение чаще всего тяготеет (в
особенности в прозе) к многоидейности, многопроблемности, многотемности. |