ЗВУКОПИСЬ — подбор звуков
в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении
с содержанием текста. Например, в строках Пушкина из «Медного всадника»:
...И блеск, и шум, и говор
балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
В двух последних строках
наблюдаются виды звукописи: аллитерация (повтор одинаковых согласных звуков):
«п» и «ш»; ассонанс (повторение одинаковых гласных звуков): «шипенье пенистых».
Эти виды 3. могут взаимодействовать: «пен — пен» в третьей строке.
В отличие от музыки в
стихах нет чистого звукового фона, он звукосмысловой, 3. и следует изучать на
этом звукосмысловом фоне, где звуки воспроизводят содержание не сами по себе, а
сливаются в смысловые единства (слова, словосочетания, предложения),
объединенные интонацией и звучанием слова. Например, в пушкинских строках
ошибочно истолкование звуков «ш» как якобы передающего шипение вина и «п» как
будто воспроизводящего пламя. Художественный смысл 3. лишь в выделении
определенных строк, и его не следует преувеличивать. Сейчас широко
распространяется теория звукосимволизма, приписывающая изолированным, взятым
вне слова звукам особое значение. Но эта теория научного значения не имеет.
Синонимом 3. является
термин «инструментовка» (стиха), в последнее время употребляющийся реже. |