«ИСКУССТВО для ИСКУССТВА»,
или теория «чистого искусства», сложилась в середине XIX века, когда
«революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе). Сторонники
теории «И. д. и.» объявили красоту единственным содержанием и конечной целью
искусства. В созданном воображением мире прекрасного они мечтали укрыться от
несправедливости социальных отношений,
от порабощающей власти денег. Им казалось, что можно обрести независимость,
если не вмешиваться в общественную борьбу. Однако свобода оказалась мнимой.
Отказ от социально-гражданской тематики отвечал интересам правящих классов,
напуганных критической силой реализма.
В России сторонники «И. д.
и.» (А. А. Фет, Н. Ф. Щербина) оказались противниками «натуральной школы» и
гоголевского направления, а их теоретики (А. В. Дружинин, А. А. Григорьев)
выступили против революционно-демократической критики В. Г. Белинского и Н. Г.
Чернышевского. «И. д. и.» стало лозунгом академического, официального
искусства XIX века. Таким образом сторонники теории «И. д. и.» втягивались в
общественную борьбу. Игнорируя интересы общественной деятельности человека,
художник ограничивался миром интимных переживаний; стремился «красу долин,
небес и моря и ласки милой воспевать», как иронически писал Н. А. Некрасов.
Теория «И. д. и.» предваряла формализм (см.) XX века. Вместе с тем следует
учитывать, что творчество таких выдающихся поэтов, как Фет, отнюдь не сводилось
к пропаганде «И. д. и.» — оно было шире и богаче их собственной эстетической
программы и поэтому оставило заметный след в истории литературы. |