ИСТОРИЗМ —
литературоведческое понятие, обозначающее, как одно из важных свойств
художественной литературы, ее способность в живых картинах, конкретных
человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической
эпохи. При этом термин «И.» применяется в двух смыслах:
1. В широком смысле И.
присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того,
изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить
баллада «Песнь о вещем Олеге» и роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
В «Песни...», основанной на летописном предании о смерти первого киевского
князя Олега, передан колорит седой русской старины; тут и языческие верования
в судьбу, в волхвов, и суровый дружинный быт, и величавость характеров людей
той эпохи, закаленных в боях и походах. Уже в языке («пращ», «тризна»,
«кудесник» и др.) А. С. Пушкин воссоздает дух далекого времени.
Совершенно к иным
изобразительным средствам поэт прибегает в «Евгении Онегине». Роман в стихах
позволяет свободно сочетать широкие картины общественной и духовной жизни
России 20-х годов XIX века с могучей лирической стихией, со страстной авторской
оценкой описываемого. Столь ярко выраженная
субъективность была одним из
характерных исторических признаков той эпохи, когда личное, индивидуальное
заявляло о себе с невиданной силой. Поэтому для нас, отделенных от того времени
большой дистанцией, «Евгений Онегин», как и «Герой нашего времени» Лермонтова,
сохраняют значение правдивейших исторических свидетельств: в них верно
схвачены характерные признаки времени. В этом смысле И. обладают великие
произведения разных эпох — будь то «Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве»,
былины, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира, «Дон Кихот» Сервантеса и др.
2. И.— понятие,
сложившееся в литературе XIX века для обозначения нового подхода к изображению
прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее
отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. Иначе говоря,
писатель стремится подойти к прошлому исторически. Этот новый подход
проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм
на исторические сюжеты. Исторический жанр возник в литературе конца XVIII —
начала XIX века и связан в первую очередь с эстетикой романтизма (см.).
Важнейшим признаком И. в романтизме считалось воссоздание местного колорита (см.),
своеобразие национальных характеров, героического облика персонажей. Высшее
хужественное воплощение принципы романтического И. нашли в творчестве В.
Скотта (1771—1832), знаменитого «шотландского чародея», поражавшего
современников умением схватывать характерные признаки минувших эпох и
воплощать живые картины.
К В. Скотту с величайшим
уважением относился А. С. Пушкин, основоположник исторического жанра в русской
литературе. А. С. Пушкин дал новую, реалистическую трактовку проблемы И.: это
не просто красочный местный колорит и широкая панорамность изображения («срез»
эпохи в разных социальных сферах), но и внимание к социальной борьбе, понимание
народа как важнейшей исторической силы. В этом отношении особенно важна
«Капитанская дочка», где характеры героев мотивируются логикой их классовых
интересов, где с глубочайшей симпатией нарисован вождь восставшего народа Емельян
Пугачев.
Традиции пушкинской
исторической прозы были развиты и обогащены в романе-эпопее Л. Толстого «Война
и мир». Л. Толстой свободно соединяет судьбы вымышленных героев (Пьер Безухов,
Андрей Болконский) с историческими лицами, которые, в свою очередь, вписаны в
панораму огромных по масштабу исторических событий. При этом актуальные
проблемы современной Л. Толстому духовной
жизни (искания Пьера, князя
Андрея) естественно сочетаются с разнообразными картинами русской
действительности первой четверти XIX века — возникает, одним словом,
органический синтез прошлого и настоящего, истории и современности,
свидетельствующий о глубине исторического художественного мышления писателей.
И. связан с тем, насколько
верно художник понимает смысл изображаемых им исторических событий, в какой
степени он вооружен знанием законов общественного развития. И. литературы социалистического
реализма (см.) носит особый характер, ибо он базируется на
марксистско-ленинском материалистическом понимании истории, утверждающем идею
революционного развития мира.
К шедеврам советской исторической прозы относятся романы «Петр Первый»
А. Н. Толстого, «Разин Степан» А. Чапыгина и мн. др. |