ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ. Идеал
— это представление о совершенстве, мечта о будущем. И. организует ум и волю
человека, делает его более целеустремленным. В соответствии с различными
сферами деятельности И. могут быть социальные, политические, научные и т. д.
Социальный И.— представление о совершенном общественном строе, научный И.— об
истине и путях ее достижения, моральный И.— о нормах поведения в обществе, й.
э. охватывает особую область интересов: представление о наиболее полном и
свободном развитии физических и духовных способностей человека, о совершенстве
человеческой личности и общества. Наиболее полно И. э. выражается в искусстве
и литературе, в художественном творчестве. Встреча с явлениями,
приближающимися к И. э., доставляет эстетическое наслаждение, «светлую
радость», как определил это чувство Н. Г. Чернышевский.
Характерна форма выражения
И. э. Политические, социальные или моральные И. могут быть выражены в
обобщенных понятиях, например: «Мой идеал — республика» или «Человек должен
быть честным», а И. э. получает образное воплощение. Глубина проникновения в
законы развития жизни сочетается при этом с наглядностью, индивидуализацией.
Поэтому именно искусство является сферой проявления И. э. в его наибольшей
полноте. Так, в античном обществе И. э. выразился в образах храбрых греческих
воинов в «Илиаде»,
особенно в образе
Ахилла. Возрождение запечатлело
свои И. э. гармонической личности в образах, созданных Леонардо да Винчи,
Рафаэлем, Микеланджело («Давид»).
В эпоху классицизма И. э.
был отражен в образах, воплощающих высокое представление о долге, в литературе
Просвещения — в образе героя — носителя разума (Фауст у Гёте, Робинзон у Дефо,
Стародум у Фонвизина).
Характерно, что в первой
половине XIX века словом «И* иногда пользовались для обозначения положительного
героя: «Татьяны милый идеал» (А. С. Пушкин). Однако роль искусства состоит не
в том, чтобы запечатлеть И. э. в отдельном образе. Вдохновляющая сила И. э.
проявляется, как правило, во всей системе образов произведения. Даже через
отрицательные образы может быть выражен И. э. Показывая тех, кто дальше всех
отошел от И. э., вскрывая их ничтожество, писатель вызывает возмущение и
протест против нарушения гармонии, будит тоску по И. э., как это делали
Мольер, Свифт, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Маяковский в своих сатирических
произведениях. Своеобразие И. э. в том и заключается, что эстетические оценки
не только убеждают, воздействуя на разум, но и рождают эмоциональный отклик,
волнуют сердце. Поэтому, изображая определенные явления и человеческие
характеры, как положительные, так и отрицательные, художник вызывает
сочувствие к своему И. э., делает читателя своим соратником и последователем,
подсказывает «делать жизнь с кого» (В. Маяковский). В этом заключается вклад
искусства в эстетическое воспитание общества.
Характер идеала
определяется общественными причинами, тем, интересы какого коллектива человек
принимает как свои собственные. И. э.— категория общественно-историческая, представление
о прекрасном меняется в зависимости от общественной позиции его защитника.
Ведь борьба за И. э.— это борьба за будущее человечества, за те пути, по которым
оно пойдет. Борьба за И. э.— это воспитание человека грядущих поколений.
Борцы, осуществившие
социалистическую революцию, поставили своих последователей перед новым И. э.—
гармонического человека коммунистического общества — и передали ему свою
потребность бескорыстного служения общему делу, воспринятому как личное.
Литература социалистического реализма стремится многообразно отразить И. э. |