ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
(интеллектуальный роман, интеллектуальная драма и т. п., иногда говорят
«роман-концепция», «драма-концепция») — понятие, возникшее в литературоведении
в последние десятилетия для обозначения художественных произведений, в которых
внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих
характеров, сколько на идейных, теоретических спорах, которые ведут действующие
лица.
Интеллектуальными (т. е.
насыщенными глубокой мыслью) являются почти все великие произведения мировой
литературы — Шекспира, Гете, Пушкина, Стендаля, Л. Толстого. Но, как говорил
Белинский, художник тем и отличается от ученого, что он мыслит образами, а не
силлогизмами (понятиями). И в «Гамлете», и в «Войне и мире» мысли писателя
раскрываются через систему образов, через характеры героев, а характеры и
события психологически мотивированы.
Термин «Н. ж.» применяется
не к этим произведениям, а к таким, в которых, вопреки формуле Белинского, хотя
и намечены характеры и события, но суть оказывается не в них, поскольку
писатель мыслит не столько образами, сколько понятиями. Роман или драма
превращаются в притчу.
Хотя традиция И. ж.
восходит к веку Просвещения (философские повести Вольтера, Дидро), особое
значение И. ж. приобрели в литературах Запада в XX веке. И. ж. не составляют
особого течения (направления) в литературе: произведения И. ж. можно встретить
у писателей разных течений.
Среди видных
представителей критического реализма XX в. автором интеллектуального романа
можно назвать французского писателя Анатоля Франса («На белом камне», «Восстание
ангелов» и др.), немецкого писателя Томаса Манна («Волшебная гора», «Лотта в
Веймаре», «Доктор Фаустус»).
В литературе
социалистического реализма к И. ж. относят драмы Бертольта Брехта. Например, в
драме «Добрый человек из Сычуани» Брехт показывает, как ведут себя два
человека: добрый и злой. Героиня великодушна, доброжелательна к людям, готова
помочь другим в нужде. А ее «двоюродный брат» — жесток, беззастенчив, черств в
обращении с другими. В конце пьесы выясняется, что нет двух персонажей, нет
«двоюродного брата», это — один человек, женщина, которой хотелось быть и
доброй и справедливой. Но в обществе, основанном на частной собственности,
действует закон конкуренции, в которой слабый погибает, а сильный и
эгоистичный выживает. И добрый, чтобы выжить, становится злым, как бы делается
другим человеком.
Брехт сам назвал свою
пьесу «параболой», т. е. притчей, над которой зритель призван размышлять, чтобы
прийти к пониманию основ буржуазного общества. Автора при этом не интересует
внешнее правдоподобие. Место действия условно (почему выбрана именно китайская
провинция Сычуань, автор не мотивирует), условны персонажи (среди них даже
есть боги, которые спускаются на землю, чтобы выяснить, есть ли на свете добрые
люди), и условен, как показано выше, самый сюжет, в ходе которого героиня
раздваивается и выступает на сцене в двух разновидностях. |