ИДЕЙНОСТЬ — наличие в
художественном произведении четко выраженной позиции писателя и социально
значимой направленности. И. литературы означает высокую степень ее
общественной активности. Искусство (и в частности, литература) проявляет свою
И., по Чернышевскому, в особого рода художественном «приговоре»
действительности, в отборе и типизации жизненного материала. Сам выбор темы и
героя для повествования может быть отчетливо отмечен знаком И. (крепостные
крестьяне в «Записках охотника» Тургенева; «новые люди» из среды
демократического разночинства в «Что делать?» Чернышевского; глубоко
драматичные взаимоотношения аристократа и женщины из народа в «Воскресении» Л.
Толстого; путь в революцию жителей рабочей слободки в «Матери» М. Горького;
жизнь городских низов в «Отверженных» В. Гюго; нравственная позиция ученого в
«Жизни Галилея» Б. Брехта).
И. проявляется в
готовности писателя поставить свое искусство на службу делу общественного
развития; так, Л. Толстой в первые же годы пореформенного развития России стремится
в романе «Война и мир» донести до читателя свое представление о неисчерпаемых
силах народа, о духовном богатстве народного мира.
И. художественного
произведения делает его своеобразным учебником жизни для многих поколений. В
этом отношении И. литературы бывает особенно очевидно связана с ее художественностью,
которая придает воплощаемой в искусстве идее необычайную емкость. И.
предполагает четкость художественной тенденции (см. Тенденция) и явную
партийность позиции писателя; однако в художественном произведении, особенно
при высоком уровне реалистического мастерства писателя, идейные принципы не
должны подавлять и растворять в себе живых героев. Схематизм выражения идеи в
художественном произведении противоречит природе искусства точно так же, как и
безыдейность, лишающая искусство необходимой для него содержательности. |