ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. in —
на и scaena — сцена) — переработка эпического (прозаического или
стихотворного) произведения для театра, телевидения, радио с целью
сценического воплощения. Для И. берутся наиболее значительные или пользующиеся
успехом у читателя произведения. Впервые И. получила распространение во второй
половине XIX века, когда роман выдвинулся в число важнейших литературных
жанров, а в театре преобладали водевиль (см.) и мелодрама (см.), в целом
далекие от общественной проблематики и по глубине изображения действительности
и человека бесконечно уступавшие реалистическому роману. Не случайно поэтому в
России, где успехи романа были особенно значительны, в театрах второй половины
XIX века еще часто шли И. произведений Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. А.
Гончарова.
Крупных успехов в И.
русских классических романов достиг Московский Художественный театр (в дореволюционный
период — «Братья Карамазовы» Достоевского, в советское время — «Мертвые души»
Гоголя, «Воскресение», «Анна Каренина» Л. Толстого). Здесь возник тип
И.-монтажа, где диалогические куски нетронутого авторского текста соединялись
прозаическими вставками (с помощью ведущего). Это позволило сблизить драму с
эпосом, создать широкое и всеохватывающее сценическое действие. |