Среда, 20.11.2019, 10:42

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Урок 19. Новая глава о паузной пунктуации
Вся паузная речевая пунктуация (ПРП) делится на

I. Запятые – это знаки горизонтальной пунктуации.


В любом случае интонационно – это горизонтальные паузы! Голос идет ровно, монотонно, по прямой – никуда не падает и не взлетает:


Вертикальная пунктуация. Знаки двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении (БСП)

Перед этим маленькое, но ценное примечание. Во-первых, некоторые (и такие находятся даже среди взрослых людей) не видят особой разницы между тире и дефисом (кроме длины). Сразу определимся: дефис – это необходимый знак между словами или их частями (см. алгоритм «полуслитные. Все дефисы»), а вот тире – это знак внутри фразы (предложения), как, собственно, запятая.

Во-вторых, во избежание частых (системных ошибок) сравним простые примеры.

В чем разница?


I. В первой колонке – нигде нет глаголов!

Во второй – есть.

II. В первой колонке – позиция «легко».

Во второй – правые обороты.

ППП: проверь паузу: если там правый – тире ставить запрещено!

«Системные» ошибки: «Началась физкультура – мой любимый предмет»; «Ко мне пришла Аня – моя подружка».

Здесь нельзя ставить тире! Это – правые!


При «спорных» позициях: запятую ставить или тире – ставь запятую.


Есть знаки первого ряда (как умножение и деление) и второго (как сложение и вычитание).

Также и здесь: при спорных позициях всегда выбирай запятую! (место тире будет определятся жестким алгоритмом.)

Двоеточие и тире – это знаки-заместители. Они замещают отсутствие союзов.


Подставив правильный союз, мы точно узнаем, какой надо будет знак поставить. Но это будет второе действие. А первое – это ОПОРА НА РЕЧЬ.

«:» и «–» – это знаки вертикальной пунктуации

Паузы знаков тире и двоеточие сильно отличаются от пауз, где запятые. Пауза на двоеточие выжидательная. Мы ждем продолжения, что будет дальше, и голос резко понижается («идет вниз» ↓).



Паузы одинаковые – «голос вниз» в обеих фразах. Докажи правильность двоеточия в первой и ноль знака во второй (исходя из наших проверок, а не школьного правила про обобщающие слова!).

Ответ простой: в первой есть проверка «а именно», а во второй – нет.

ППП: Не ставь двоеточие перед перечислениями, если нет проверки «а именно».



Три союза мы уже нашли, а больше нет. Зато есть четвертая позиция. Попробуем обойтись тем, что есть:


4. Я выглянул из кибитки↓«:» все было мрак и вихрь.


Старик подошел к двери вплотную↓«:» там негромко кто-то разговаривал.


Ни один союз не подошел? Это потому, что там нет второго глагола, который легко восстановить, и проверка тогда получится:



Мы часто пропускаем слова, без которых и так понятен смысл нашей фразы. Такие слова легко снова поставить на место:



По сути дела, четвертая позиция – это та же третья.

II. Опора на речь! Тире. Голос вверх↑.



На паузе голос делается более высоким и тонким, и поступить наоборот – попытаться его понизить – невозможно. Проверка – союз «а».



Здесь пропущен союз в начале фразы (если он был – был бы союзный оборот, и тогда была бы запятая, а не тире). Восстановим союзы.



3. Хвалы приманчивы ↑– как их не пожелать?


Уже поздно ↑– надо к дому двигаться.


Подходит проверка «значит», «поэтому» и «следовательно».

Выбери одну, на ней и остановимся.


Слово «следовательно» точно указывает на отношения вывода, следствия (после тире). Союзов больше нет!


4. Быстрая смена событий (БСС).

Только дядя открыл дверь сарая – ему на голову упала корзина.

Я хвать за пояс – пистолета нет.

Позиция «легко».

Все позиции вертикальной пунктуации до крайности просты. Но и здесь необходимо строго соблюдать последовательность в своих наблюдениях и проверках.


I. Вначале – опора на речь!

II. И лишь затем – дополнительная проверка паузы союзом!


Задача

I. Опора на речь! Алгоритмом и проверками не пользоваться! Посчитать все двоеточия (голос вниз).


II. Просеять на 2 колонки, вписать союзы для проверки.


Категория: 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Добавил: admin (08.05.2012)
Просмотров: 1095 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, декада русского языка, занимательный русский язык, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0