Умеешь ли ты правильно писать слова типа:
учился (в) течение/и каникул; беседа
длилась (в) продолжение/и часа; Москва (в) отличие/и от Питера; (в)
заключение/и приведу цитату; (в) завершение/и своего сочинения сделаю
вывод; опоздал (в) следствие/и пробки?
Ни один вопрос не вызывает столько
разногласий, как по поводу этих слов. Ведь здесь сразу две позиции:
начало (в) – слитно или нет; и конец – и или е! И варианты! Как же тут
не запариться!
По системным ошибкам эти слова – в
хит-параде. Причем не только у школьников (то есть у тебя), но и у
студентов, клерков, офисных трудящихся и – у родителей. Среди учащихся
ни разу не встретился тот, кто бы уверенно, без сомнений, решил обе
позиции всех предложенных наугад примеров. И тому есть причина! Сейчас я
ее тебе «артикулирую»: в двух-трех словах объясню, в чем тут дело и
почему люди разных поколений (не побоюсь этого обобщения) не умеют
пользоваться этими словами, – а ведь без них обойтись невозможно! Они
постоянно встречаются в текстах, которые необходимо писать.
Это предлоги. А опробуй обойтись без
предлогов. На всех занятиях происходит одно и то же (варианты
отсутствуют!). Как только звучит слово «в течение» («учимся в течение
каникул») и следует мой вопрос: что скажете?, в ответ обязательно кто-то
бодро восклицает фразу «в течении реки!».
Вот на этом месте сделаем остановку. Я
училась по старым учебникам, но и там было то же самое. Прекрасно помню
эту тему – «Производные предлоги». Страница поделена пополам: в первой
колонке шли примеры типа тех, что у нас были в начале главы (учился в
течение каникул, опоздал вследствие пробки), а во второй – ты и так уже
понял какие: в течении реки построили плотину, следователь ошибся в
следствии по делу. Вот так это выглядело – и выглядит – тогда и сейчас в
учебниках по русскому языку для 6-го класса.
Конечно, там были не эти примеры, но по сути такие же.
И вот такая подача материала была (и
остается до сих пор) очень неправильная! Ни в коем случае нельзя рядом
ставить эти слова – они не имеют ни малейшего отношения друг к другу!
Если тебе 12 лет и ты нормальный человек (а
не идиот, не понимающий смысла слов), и ты – не иностранец (не
различающий смысла русских слов), то ты и без учебника понимаешь
разницу, где «течение реки», а где – «в течение урока». И здесь учебник
тебе только мешает. Какой-то дядя тебе пытается упорно доказать, что «он
опоздал на работу вследствие пробки» и «произошла ошибка в следствии по
делу об ограблении магазина» – это не одно и то же, поскольку смысл
разный. Ничего себе – доказал.
Я долго ошибалась в этих словах сама и очень долго наблюдала за процессом, за ошибками учащихся. Вывод следующий:
1) правилами не пользоваться;
2) про «течение реки» забыть навсегда!
Задача:
как не перепутать между собой в написании: (в) течение/и, (в)
продолжение/и, (в) следствие/и, (в) обличие/и, (в) довершение/и, (в)
завершение/и, (в) за ключение/и и т. п.
Еще раз внятно поставим задачу: как нам
правильно писать именно эти слова. А очень легко. Как это делаю я и все
мои учащиеся – кто на радость, а кто и назло своим учителям.
Первая
позиция: Кайл – чувак в ушанке! Раз в ушанке, то два уха гарантированы.
Левое ухо означает: «в» – раздельно. А правое – пиши «е»!
в течение (левое ухо – в, правое ухо – е)
Все остальные слова (сколько
бы их ни было) пишутся так же. Один в один. Чувак в ушанке за это
отвечает. Запоминать эти слова не надо. Образец – «в течение». Все слова из первой позиции – «родные братья». Поэтому они все пишутся одинаково.
Двоюродный: слово «вследствие». «Е» в конце, как у всех братьев: правое ухо у него есть. А левого нет! «Вследствие» – слитно.
Друган – это другой: не брательник, но
друган. Это Кенни: у него вообще нет никаких ушей, он же весь замотан в
капюшон. Слово «впоследствии» – другое, те были предлоги, а это –
наречие. Но это неважно.
Итак, делим все слова на 3 группы:
Вывод:
1) последнее слово (впоследствии) здесь лишнее. У Кенни и ушей не
видно, да и его опять убили. Позицию 3 снимаем с контроля!
В остатке: только слово «вследствие»
отличается от всех остальных. У него одна позиция «е» в конце (одно
ухо), а у всех остальных – «родных братьев» – две! (2 уха): «в» –
раздельно, «е» – в конце.
Попроси
своих родных (или кого-то, кроме них) читать эти слова, а ты будешь их
писать! Следи обе позиции (начало слова – «в» и конец «е»). Ставь цифры:
номера позиций. Ты никогда больше не ошибешься в написании этих слов!
Учился в течение каникул, беседа длилась в
продолжение часа, Москва в отличие от Питера, в заключение приведу еще
один важный факт, в завершение своего сочинения я сделаю одно
предположение, мой брат еще и двойку по физкультуре получил в довершение
ко всему, я сегодня опоздал вследствие пробки, впоследствии поступил в
институт и учился там в течение полсеместра, пока не выгнали вследствие
неправильного поведения, я в отличие от всех вел себя нормально, в
заключение скажу, что все идет по плану, в завершение своего сочинения я
хочу привести цитату из произведения Н. В. Гоголя. |