Вторник, 19.11.2019, 20:58

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Урок 18. Обзорный алгоритм


Правый, ДОБ, союзный, вводный нам известны.


Местоименный оборот

Позиция «легко».

Выраженная пауза: ошибиться нельзя.

Усталая мама не могла снять шубу.

Оборот можно убрать или передвинуть – но тогда он станет правым:

Это правый!


Сравнительный оборот (сравнение)

Пауз может не быть, но сравнение ни с чем не перепутаешь.

Запятых должно быть две!

Сравнение легко убрать или передвинуть.

Это позиция «легко»!


Рядом со сравнением ходит одна малоприятная проблема: запятая перед «как». Договоримся правилами не пользоваться и предельно сократить количество позиций.



Сразу появится опора и исчезнет неуверенность. Мы любим минимальное количество позиций – у нас другие задачи, чем у авторов учебников и справочников.


«Врезки»

Их придется заучить! К ним нельзя задать вопрос, как ко всем другим оборотам. Поэтому ты должен эти слова видеть (и слышать) – так же, как союз (он же вопрос) в союзном обороте.


Несмотря

Благодаря

согласно

Вопреки

за исключением

Кроме

Будучи

Хотя


Опора на речь! Внимание на паузы:



«Врезку» так же легко можно убрать и посмотреть остаток («голова-хвост»):

Погода к ночи наладилась.

А вот к ней самой – врезке – вопрос задать нельзя: погода к ночи наладилась. – Как? Почему? Когда? И т. д. Никакой вопрос не подходит, ни один не годится. Если бы это было возможно, это получилось бы сразу. (Только не делай одну очень распространенную ошибку в задавании вопроса: погода наладилась несмотря на что? – на мрачные прогнозы водителя. Это вопрос не от остатка к врезке, а вопрос внутри самой врезки. Вопрос надо задавать, не выходя за рамки врезки: от остатка. То есть прочти остаток, а следующее слово сразу должен быть вопрос.)


Внимание на паузы:

Убрать врезки, проверить остаток «голова-хвост».

У врезок – выраженные паузы; они легко проверяются; врезки легко убрать, проверив остаток. С полным основанием причислим их к позиции «легко» при одном условии: их надо написать на листочке и примагнитить к холодильнику – рядом с «магнитами». Через неделю можешь снять и то и другое.


Уточнение. Пауза правильная и ложная

Внимание на паузы! Есть или нет, если есть, то сколько? Опора на речь!

Интонационной разницы нет. Одинаковые паузы есть в обеих фразах. Но в одной она правильная, а в другой – ложная.

Проверка:

Разные вопросы (вопрос не равен вопросу): ложная пауза – нет запятой (ноль знака). Смотрим дальше. Сколько здесь пауз?

Проверим их.

На берегу реки («где») = недалеко от воды («где»)

? =?

Правильная пауза: подтвердим запятой.

Вопрос: а со второй паузой что делать?

– Ничего! Запятых должно быть две!

Правильно: вторую паузу подтверждаем запятой автоматически.

ППП: На уточнение достаточно проверить первую паузу! Вторая ведет себя точно так же (или подтвердить запятой, или отпадет).

Еще пример: сколько здесь пауз?



Уже после полудня («когда») знакомыми улицами («как»). Вывод: ложная пауза! Нет запятой (ноль знака).

– Вторую паузу будем проверять?

Нет: она ведет себя точно так же (отпала вместе с первой).

А теперь – внимание!

Любая пауза – это одно из двух:

1) или оборот;

2) или уточнение.

Если нет – она ложная.

Знай: сейчас ты вполне готов проверить любую паузу.

Напоминаю: перечисления у нас сняты с контроля как позиция «легко» – они не в счет. Сложносочиненные предложения (запятая перед «и») (взошло солнце, и туман рассеялся) вспомним чуть позже и переведем их в позицию «легко».


Практическая корректура.

Работа над чужими реальными ошибками. Проверка пауз

Я коллекционирую ошибки. Не ученические, а те, которые попадаются в городе, – в объявлениях, рекламе, печатных изданиях. Вот над этими «народными» ошибками мы сейчас и поработаем. На занятиях эта деятельность проходит очень оживленно: мало что позволяет так почувствовать собственное превосходство, как чужие промахи. (Все ошибки – реальные.)

1. В середине XIII века, китайский театр теней проник в Европу.

2. На следующий день, кухарка принялась за дело.

3. Они вышли из города, который быстро погружался в темноту и резко свернули вбок, в сторону леса.

4. В небольшом помещении примитивного парника, уютно зеленели огурчики.

5. Не оставляйте без контроля, свои сумки и кошельки! В торговом зале магазина, участились случаи краж.

6. Траттория – это простецкая итальянская едальня, где свою вечернюю тарелку макарон, заглатывают голодные трактористы.

7. Родители выселяемых учеников, не поленились объехать несколько зданий, где раньше находились детские сады и предоставили нам интересные факты.

8. Сразу после активации, вы сможете зайти на сайт.

9. Все пельмени, мы жарим за 20% от их стоимости.

10. Не нужно объяснять, что такой концерт, пропустить просто нельзя.

11. Это не только портит облик, нашего города, но и является административным правонарушением, которое ведет к ответственности в установленном порядке.

12. Если вы так и не заметили, грибные шляпки, торчащие из травы, можете переходить к следующему снимку – на нем, грибы отмечены стрелками.

13. Каждый гол, забитый «Зенитом» отмечаем рюмкой холодной водки.

14. Через игру детей, легко проследить ролевой «расклад» внутренней семьи ребенка, так как игра детей это зеркало «забав» родителей.

15. Для получения, сданной в камеру хранения, ручной клади пассажир обязан явиться заблаговременно.

16. А еще, уличный термометр, подскажет, пора надевать тепленькую кофточку или можно еще погулять полураздетыми.

17. Восхвалять артиста и приносить напитки для совместного распития, категорически одобряется.


Наши действия:

1) счет пауз;

2) и их проверка.


Поверка пауз:

I. Проверим обороты, начиная с правого! (Важно соблюдать порядок действий!)

II. Нет оборотов? Тогда проверим уточнение:



I. Проверка оборотов (начиная с правого!)

Правый: ищем «слово» смотрим вправо задаем вопрос типа «какой?»

– «Века» – слово? – Да!

– Века какого?

– Китайский театр теней! Чепуха какая-то: это не правый! Тогда, может быть, ДОБ?

– ДОБов нет.

– Союзный?

– Нет союзов!

– Вводный?

– Тоже нет!

– Местоименный?

– Нет местоимений!

– Сравнение?

– Ничего ни с чем не сравнивается!

– Обращение?

– Никто ни к кому не обращается!

– Врезки?

– Их здесь нет!

Обороты не одтвердились.


II. Проверка уточнения.


Вывод: оборотов – нет! Уточнений – нет!

Пауза – ложная. Запятая – неправильная.

Сколько здесь пауз? (три).


Проверка оборотов, начиная с правого: Ищем «слово»:

– «Из города» – слово?

– Да!

Из города какого?

Который быстро погружался в темноту.

Ответ – в рамки! Рамка – в паузах.


Запятых должно быть две! Особенно следить вторую!

(А ее-то тут как раз и нет!)

Тем более – перед «и»!



Это правильная пауза: уточнение.


Здесь два предложения. Начнем с первого. Внимание на паузы! Здесь их нет: «не оставляйте без контроля свои сумки и кошельки!» – ни одной паузы!

А нет пауз – нет проблем! Зря запятую поставили (попробуй прочитать эту фразу и сделать паузу после «без контроля»: как-то фраза не очень по-русски начинает звучать).

А вот во втором предложении пауза есть! (После «магазина».) Давай ее проверим.

I. Проверим обороты (начиная с правого!).

Ищем слово смотрим вправо задаем вопрос типа «какой?».

– «Магазин» – слово? – Да!

Магазина какого?

Участились случаи краж! Ничего себе ответ! Правый отпадает. Дальше:

– ДОБы? – Нет!

– Союзный?

– Нет союзов!

– Местоименный?

– Нет тут местоимений!

– Сравнение?

– Ничего ни с чем не сравнивается!

– Обращения?

– Никто ни к кому не обращается!

– Врезки?

– Отсутствуют!

Итак, оборотов нет!


II. Проверим уточнение:

Все: ни оборотов, ни уточнений. Ложная пауза: зря запятую поставили.

Следующий пример из достаточно достойного питерского глянцевого журнала.

Внимание на паузы! Здесь из три. Первая (после «траттории») – это тире, ее пока не рассматриваем. Но после «едальни» и «макарон» – надо проверить.

I. Проверим оборот (начиная с правого!).

Ищем слово смотрим вправо задаем вопрос типа «какой?».

– Едальня – слово?

– Да!

Едальня какая? (отвечать всей фразой! Не тормозить!)

– Где свою вечернюю тарелку макарон заглатывают голодные трактористы. Конец ответа: рамка закрыта. Это был длинный правый оборот:

Не тормозить! Отвечать всей фразой!

Это главное, решающее действие во всех наших алгоритмах на паузную речевую пунктуацию. Проверим: смотрим остаток. Траттория – это простецкая итальянская едальня.

У нас получилась правильная проверка. А у них? Еще раз посмотри, где стоит запятая «у них» и проверь «их» остаток («голова–хвост»).

Траттория – это простецкая итальянская едальня, заглатывают голодные трактористы.

А почему получилась такая чепуха? Да потому, что они затормозили посередине фразы! Вот и повис хвост: не срослась проверка! Зря запятую поставили!

Остальные примеры «народных» ошибок проработай так же, как мы сейчас это сделали: в 2 действия:


1) счет пауз;

2) проверека паузы.


Вот и весь синтаксис, вот и вся пунктуация.


Главный алгоритм на все запятые в длинных и трудных предложениях

Здесь имеются в виду всевозможные «сложные конструкции»: предложения с разными видами связи, осложненные внутри еще чем-нибудь: обособленньми согласованными определениями или обособленными обстоятельствами и так далее.

Все это неважно. Мы знаем:

Любая пауза – это или оборот, или уточнение. Если нет – значит, ложная.

Здесь сейчас появится еще одна позиция; ее как-то по-особенному вводить не нужно. В ней нет ничего ни нового, ни особенного. Ее просто надо учитывать. Мы ее введем под номером ноль, так как ключевыми являются позиции № 1 и 2.


ГЛАВНЫЙ АЛГОРИТМ. Проверка всех пауз по позициям:



Это последний алгоритм на все запятые в любых предложениях (любой длины и сложности) мы отрабатываем на скучных примерах: это, как правило, какие-нибудь цитаты из старой литературы.

К сожалению, в школе все имеют дело именно с такими образцами речи, несмотря на то что эта речь давно устарела.

Тем не менее наши действия следующие:

I. Счет пауз! Внимание:


II. Проверим каждую паузу по позициям алгоритма. Рано или поздно.

Это конец фразы? Мысль закончена? – Нет!

Обороты есть? Проверим, начиная с правого: ищем «слово».

– «Поздно» – слово?

– Нет!

Нет правого!

– ДОБы?

– Нет!

– Союзные?

– Нет союзов!

– Вводный?

– Нет!

– Местоименный?

– Нет местоимений!

– Сравнение?

– Ничего ни с чем не сравнивается!

– Обращение?

– Никто ни к кому не обращается!

– Врезки?

– Отсутствуют! Никаких оборотов нет!


Проверим на уточнение:


Это уточнение: правильная пауза! Запятая на паузе № 1.

Запятая на паузе № 2 (вторая ведет себя точно так же).

Дальше: «несбывшееся зовет нас».

– Это конец фразы? Мысль закончена?

– Да!

– Запятая на паузе № 3!

Пауза № 4 – это ДОБ. Правильная пауза. И пауза № 5 тоже правильная (запятых должно быть две!).

Дальше союзный оборот (откуда? – Это вопрос, значит это – союз – надо сразу же взять в рамки, чтобы при проверке не повис хвост).

В итоге:

Проверка:

1) остаток «голова–хвост»;

2) проверка паузы перед «и».


Еще пример. Внимание на паузы!

Здесь 6 пауз.


Проверим каждую паузу по позициям:

– «Многие молодые люди» – это конец фразы? Мысль закончена? Нет!

Проверим обороты, начиная с правого. Ищем слово смотрим вправо задаем вопрос типа «какой?».


– «Люди» – слово? – Да!

– Люди какие?

– В долгие зимние вечера! Нет правого!

– ДОБы есть?

– Нет!

– Союзные?

– Нет союзов!

– Вводный?

– Тоже нет!

– Местоименный?

– Нет местоимений!

– Сравнения?

– Ничего ни с чем не сравнивается!

– Обращения?

– Никто ни к кому не обращается!

– Врезки?

– Отсутствуют! Обороты не подтвердились.

Проверим уточнения:

Это не уточнение.

Вывод: 1) не конец фразы;

не оборот;

не уточнение.

№ 1 – ложная пауза – нет запятой (ноль знака). № 2 – тоже ложная (ведет себя точно так же). Проверка паузы № 3: здесь сразу виден правый.

– «Сцены» – слово? – Да!

– Сцены какие?

– Увиденные в театре.

Запятых должно быть две!

Особенно следить вторую!

Тем более перед «и»!

Запятая на паузе № 4 (запятых должно быть две!) Поставь цифры! Номера запятых (на паузе 5 и особенно 6). В итоге: 6 пауз, 2 запятые.


Внимание на паузы:

I. Здесь 9 пауз.

II. Проверка каждой паузы (сделаем ее в экспресс-режиме):

1-я – это ДОБ;

2-я и 3-я – это правый;

4-я – трудная пауза;

5-я – ДОБ;

6-я и 7-я – правый;

8-я и 9-я – правый.

В итоге – 9 запятых.



В одном месте рамка не попала в паузу: пауза после слова кабинет нуждается в проверке:

Проверка: 1) остаток («голова-хвост»)

и 2) пауза перед «и».

Ноль знака – на паузе!

Ноль знака – на паузе в предложении!

И остаток правильный.

Итак, любое предложение, какое бы оно ни было длинное и «трудное», делаем в два действия (третье – проверка).


1. ПРАВИЛЬНО ПОСЧИТАТЬ И ОБОЗНАЧИТЬ ВСЕ ПАУЗЫ!

Проверка каждой паузы по позициям главного алгоритма.

2. ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ РАМКИ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ ВСЕЙ фРАЗОЙ (НЕ ТОРМОЗИТЬ!).

(3-е действие – это проверка: смотрим остаток («голова–хвост») и одновременно проверяем «трудную» паузу (если есть).


Это и есть основные – и конечные – действия паузной речевой пунктуации (все запятые).

Категория: 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Добавил: admin (08.05.2012)
Просмотров: 1339 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, декада русского языка, занимательный русский язык, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0