В учебниках одни только названия тем
навевают тоску. От слов «сложноподчиненное предложение» сразу веет
скукой: это что-то сложное (то есть трудное и непонятное) и вдобавок
кому-то еще (или чему-то) подчиненное (подчиняться – это плохо). Вот
такие безрадостные мысли вызывает главная тема учебников в 9-м классе.
Грустно! И скучно. А главное действительно сложно. И к тому же долго,
мучительно долго длится изучение «проблемы» сложноподчиненных
предложений.
В 9-м классе русский язык у нас вела
уже не Солдафон, а одноглазый завуч школы по кличке Циклоп. Циклоп
заходил в класс, садился за стол, открывал журнал. Наступала тишина. В
полной тишине он открывал учебник на странице, где была таблица разрядов
придаточных предложений, и, глядя туда, вдруг резко называл чью-то
фамилию: тот, кого вызывали, должен был сразу привести пример того, что
вычитал Циклоп в учебнике:
– придаточное изъявительное/
Увы, эта задача не имела решения:
никаких изъявительных придаточных-то нет! Есть какие-то изъяснительные.
Но об этом я узнала намного позже: когда уже училась в университете и
нанялась в школу учителем: в 9-й класс.
Бедный Циклоп: учить всем этим «придаточным» оказалось еще даже намного скучнее, чем учиться.
В программе «Без правил» нет никаких
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений! Нагла цель – правильно
ставить все запятые! Продвигаясь к этой цели, надо пройти еще один
квест. Мы пройдем его легко, а главное – быстро.
Союзный оборот
Он бывает везде (как ДОБ), но всегда
В
этом алгоритме новой является лишь первая позиция: если слово может
быть вопросом (чего? куда? кто? у кого? и т. д.) – значит, это союз и
это сигнал: начало союзного оборота!
Позиция («к нему легко задать вопрос») намного лучше, чем в «правом» и «ДОБе»:
там надо помнить вопросы. (В правом обороте – «типа какой», а в ДОБе –
«что делая»/«что сделав»). Здесь же ничего помнить не надо: вопрос
возникнет сам: любой, какой подойдет.
Третья позиция – в точности такая же, как в «правом» и «ДОБе»: отвечать на вопрос надо всей фразой, не тормозить. Это и будет союзный оборот. Вот и все.
Четвертого действия нет, и только чтобы
запомнить четвертую позицию и сэкономить место, мы вписали туда то, что
всегда остается в силе:
запятых должно быть две. Особенно следи вторую. Тем более перед «и».
Внимание на паузы!
Они здесь есть, поэтому есть и союзный оборот. Не было бы пауз – не было бы никакого союзного оборота.
Паузы есть? – Есть: их две.
Союзный оборот начинается с союза. Это – любой вопрос.
«Когда?» – есть такой вопрос? Да! Значит, это – союз, и вот он – союзный оборот.
К нему легко задать вопрос:
– Аркадий Иванович и Ушастый выходили из дома когда?
Отвечать всей фразой (не тормозить!)
– Когда все население уже ложилось спать.
Ответ – в рамку.
Рамка – в паузах.
Запятые – на рамках.
Их должно быть две!
Особенно следить вторую.
Тем более перед «и»!
Проверка: смотри остаток («голова–хвост»).
Аркадий Иванович и Ушастый выходили из дома и сдирали афиши крупного формата.
Союзный оборот начинается с союза. Это – любой вопрос.
«Почему?» – есть такой вопрос? Да! – Значит, это союз и это – союзный оборот.
К нему легко задать вопрос.
Ушастый долго соображал что? (или чего?)
Отвечать всей фразой (не тормозить!)
– Почему Аркадий Иванович не хочет ни с
кем из людей иметь дела и не обращает внимания на их мелкие вороватые
пакости. – Ответ в рамку. Рамка – в паузах. Запятая – на рамках.
Их должно быть две!
Особенно следить за второй!
Тем более перед «и»!
Проверка: смотри остаток («голова–хвост»).
Ушастый долго соображал и наконец догадался.
Посчитай, сколько в этом предложении всех позиций. Оборот будем считать еще одной позицией (плюс-пози ция).
Итак: оборот – раз; соображал (блок «раж») – два;
«не хочет ни с кем» (z3 + «не» с глаголом) – три-четыре!
«не обращает внимания» («не» с глаголом + «ращ»+ «има») – пять-шесть-семь!
«вороватые» – «оро» – восемь!
«наконец» (много нельзя – слитно) – девять!
Сразу же перейдем к более «сложным» моделям. Наши действия все те же:
1. Счет пауз (их здесь 6).
2. Задаем вопросы к союзным оборотам и ставим рамки. Его спросили о чем? откуда он идет и он ответил что?
что он идет из зоопарка а почему? потому что он не хотел а чего не хотел? чтобы все знали а чего знали? откуда он идет на самом деле.
Проверка: убрать обороты, смотри остаток («голова-хвост»). Его спросили, и он ответил.
А
теперь – внимание! Эту модель мы решили всего в два (!) действия.
(Проверку «голова-хвост» можно считать третьим действием, но лучше не
считать: проверка – это контроль правильности действий, а их все-таки – два.)
На практике (то есть во время занятия) все это занимает времени ровно
столько, сколько его уходит на чтение предложения вслух, – и не более
того. То есть вообще всего-ничего.
Более
того: все это к тому же еще и является последовательным подчинением (не
параллельным и однородным!) то есть данная модель – это сложное
предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной, где
подчинительная связь является последовательной. Состоит из стольких-то
частей и так далее. К такимпредложениям ШП движется годами. Чтобы
освоить такую модель, надо понять все то, что было написано выше
курсивом. Нарисовать схему (или она уже нарисована, и тогда в ней надо
разобраться, что к чему)
СТОП! Все это не для нас. Мы занимаемся
альтернативной паузной речевой пунктуацией, и все (любые) предложения мы
решаем в 2 действия (третье – проверка). То, что написано выше
курсивом, следует зачеркнуть. У нас другая программа. И сейчас у нас
такая задача: предотвратить общие «системные» ошибки, которые делают
многие из тех, кто пытается следовать правилам из учебников.
Учимся на простых примерах – на элементарных моделях. Ничего нового: все те же уже известные действия.
Правильные действия
Внимание на паузы.
1. Есть ли тут паузы? Если есть, то сколько? Есть – их две.
2. На паузе – зададим вопрос, ответим на него все фразой и поставим рамки.
– Аркадий Иванович вернулся в город когда?
– Когда лето подходило к концу.
Рамка попала в паузы – запятые на рамке – и поставим цифры – номера запятых: раз – и особенно – два!
Запятых должно быть две!
Особенно следить вторую!
Тем более перед «и»!
Все остается в силе!
И проверка («голова-хвост»): убрать союзный оборот, смотри остаток.
Аркадий Иванович вернулся в город и сразу же позвонил знакомому директору школы.
Внимание на паузы: есть ли паузы? Если есть, то сколько? Есть: одна.
– Аркадий Иванович вернулся в город когда?
Отвечать всей фразой! Не тормозить!
– Когда везде ввели запрет на курение и когда с улиц уже исчезли все табачные ларьки. (Одна запятая)
Проверка: Аркадий Иванович вернулся в город.
Внимание, вопрос к тебе: покажи место, где ошибка возможна: там – системная ошибка (характерная для большинства).
Напоминаю: все мои вопросы очень простые, правильный ответ – это быстрый ответ!
Конечно, ты сразу понял, о чем идет речь. Вот это место: после слова «курение»! Именно здесь ставят неправильную запятую:
«Проверка»: Аркадий Иванович вернулся в город и когда с улиц уже исчезли все табачные ларьки.
Проверка «голова-хвост» не срослась – фраза корявая, проверки нет.
– В чем ошибка и из-за чего?
– А в том, что отвечать на вопрос надо всей фразой – не тормозить! А они затормозили. Вот и повис хвост.
– Из-за чего? Из-за правил, конечно.
Все системные ошибки возникают из-за правил – особенно, если где-то рядом союз «и».
Посмотрим на следующую пару примеров. При этом следим все известные нам позиции.
Сколько тут пауз?
нул в хозяйский рюкзачок. (Две паузы).
Вопрос: Ушастому нисколько не хотелось оставаться дома почему?
Ответ: потому что у него были другие планы.
Ответ – в рамку; рамка – в паузах; запятые на рамках – и цифры! Номера запятых: раз, и особенно – два!
Проверка: смотри остаток («голова-хвост»).
Ушастому нисколько не хотелось оставаться дома, и он ловко запрыгнул в хозяйский рюкзачок.
Ничего нового: обычная, известная нам модель:
Запятых должно быть две.
Особенно следи вторую
Тем более перед «и».
Сколько тут пауз?
Проверка: Ушастый не хотел оставаться дома один.
– Где нельзя ставить запятую, которую обычно ставят здесь?
– После слова «скучно»!
Нет проверки: «голова-хвост» не срослись!
– В чем ошибка?
– В том, что нельзя тормозить! Надо отвечать на вопрос всей фразой!
– Ушастый не хотел оставаться дома один – почему?
– Потому что ему было скучно и все время хотелось пива!
Опасное место обозначим:
Ноль знака! Нет паузы. Нет паузы – нет проблемы. Главное – не тормозить!
Проверка: Дом и сад купил какой-то банкир.
А тут сколько пауз?
Проверка: Дом расселили.
– Где опасное место?
– После слова «капремонт»!
«Проверка»: Дом и которому уже 100 лет, расселили.
Опять не срослось! В чем ошибка?
– Опять затормозили. Хвост повис. Нельзя тормозить!
Ноль знака! Нет паузы. Нет паузы – нет проблемы. Не тормозить!
ППП:
1. Правильно посчитать и обозначить все паузы!
2. Правильно поставить рамки, отвечая на вопросы всей фразой – не тормозить!
3. Делай проверку: смотри остаток («голова–хвост»).
Стык союзов
Учить
их не надо, да и смотреть на них тоже особенно нечего. Когда два –
любых – союза стоят рядом (мелкие тоже участвуют: «и», например), то
ставь между ними запятую, невзирая на отсутствие паузы.
– Сколько в этих фразах пауз? – Две! А запятых сколько? – Три! – Вот это и есть главная новость.
К тому же еще один сомнительный «бонус» к
этой теме. Правило: на стыке союзов ставь запятую, но если дальше нет
указательного местоимения «то» и местоименного наречия «так». То есть:
В
программе БП момент наличия «то» или «так» мы игнорируем. Мы приняли
решение им пренебречь. Это – яркий пример синтаксического идиотизма. Он
настолько очевиден, что следовать за ним мы предоставим педантам – пусть
они объяснят, какой в этом смысл.
Продолжаем наблюдение на простых моделях и элементарных примерах.
Счет пауз: сколько? (Две).
На стыке союзов всегда ставь рамку!
Это важно не для того, чтобы между ними
поставить запятую (об этом мы уже договорились заранее) – а для того,
чтобы не пропустить следующую!
Есть рамка – делай проверку:
Убирай оборот (союзный) – проверишь не только остаток («голова–хвост»), но и паузу:
Правильная пауза: брат уходил / я посылал – две фразы (о разном).
Ноль знака! (Не посещал и отвечал.)
И ноль знака – в предложении: ложная пауза.
Это
были так называемые «сложные конструкции» – предложения с разными видами
связи (сочинение с подчинением). Наши действия остаются прежними:
1. Правильно считать и обозначить паузы.
2. Правильно поставить рамки.
3. Делать проверку, смотреть остаток. |