Вторник, 19.11.2019, 21:13

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Урок 16. Союзный оборот

В учебниках одни только названия тем навевают тоску. От слов «сложноподчиненное предложение» сразу веет скукой: это что-то сложное (то есть трудное и непонятное) и вдобавок кому-то еще (или чему-то) подчиненное (подчиняться – это плохо). Вот такие безрадостные мысли вызывает главная тема учебников в 9-м классе. Грустно! И скучно. А главное действительно сложно. И к тому же долго, мучительно долго длится изучение «проблемы» сложноподчиненных предложений.

В 9-м классе русский язык у нас вела уже не Солдафон, а одноглазый завуч школы по кличке Циклоп. Циклоп заходил в класс, садился за стол, открывал журнал. Наступала тишина. В полной тишине он открывал учебник на странице, где была таблица разрядов придаточных предложений, и, глядя туда, вдруг резко называл чью-то фамилию: тот, кого вызывали, должен был сразу привести пример того, что вычитал Циклоп в учебнике:

придаточное изъявительное/

Увы, эта задача не имела решения: никаких изъявительных придаточных-то нет! Есть какие-то изъяснительные. Но об этом я узнала намного позже: когда уже училась в университете и нанялась в школу учителем: в 9-й класс.

Бедный Циклоп: учить всем этим «придаточным» оказалось еще даже намного скучнее, чем учиться.

В программе «Без правил» нет никаких сложносочиненных и сложноподчиненных предложений! Нагла цель – правильно ставить все запятые! Продвигаясь к этой цели, надо пройти еще один квест. Мы пройдем его легко, а главное – быстро.


Союзный оборот

Он бывает везде (как ДОБ), но всегда



В этом алгоритме новой является лишь первая позиция: если слово может быть вопросом (чего? куда? кто? у кого? и т. д.) – значит, это союз и это сигнал: начало союзного оборота!

Позиция («к нему легко задать вопрос») намного лучше, чем в «правом» и «ДОБе»: там надо помнить вопросы. (В правом обороте – «типа какой», а в ДОБе – «что делая»/«что сделав»). Здесь же ничего помнить не надо: вопрос возникнет сам: любой, какой подойдет.

Третья позиция – в точности такая же, как в «правом» и «ДОБе»: отвечать на вопрос надо всей фразой, не тормозить. Это и будет союзный оборот. Вот и все.

Четвертого действия нет, и только чтобы запомнить четвертую позицию и сэкономить место, мы вписали туда то, что всегда остается в силе:

запятых должно быть две. Особенно следи вторую. Тем более перед «и».


Внимание на паузы!

Они здесь есть, поэтому есть и союзный оборот. Не было бы пауз – не было бы никакого союзного оборота.

Паузы есть? – Есть: их две.

Союзный оборот начинается с союза. Это – любой вопрос.

«Когда?» – есть такой вопрос? Да! Значит, это – союз, и вот он – союзный оборот.

К нему легко задать вопрос:

– Аркадий Иванович и Ушастый выходили из дома когда?

Отвечать всей фразой (не тормозить!)

– Когда все население уже ложилось спать.

Ответ – в рамку.

Рамка – в паузах.

Запятые – на рамках.

Их должно быть две!

Особенно следить вторую.

Тем более перед «и»!

Проверка: смотри остаток («голова–хвост»).

Аркадий Иванович и Ушастый выходили из дома и сдирали афиши крупного формата.


Союзный оборот начинается с союза. Это – любой вопрос.

«Почему?» – есть такой вопрос? Да! – Значит, это союз и это – союзный оборот.

К нему легко задать вопрос.

Ушастый долго соображал что? (или чего?)

Отвечать всей фразой (не тормозить!)

– Почему Аркадий Иванович не хочет ни с кем из людей иметь дела и не обращает внимания на их мелкие вороватые пакости. – Ответ в рамку. Рамка – в паузах. Запятая – на рамках.

Их должно быть две!

Особенно следить за второй!

Тем более перед «и»!

Проверка: смотри остаток («голова–хвост»).

Ушастый долго соображал и наконец догадался.


Посчитай, сколько в этом предложении всех позиций. Оборот будем считать еще одной позицией (плюс-пози ция).

Итак: оборот – раз; соображал (блок «раж») – два;

«не хочет ни с кем» (z3 + «не» с глаголом) – три-четыре!

«не обращает внимания» («не» с глаголом + «ращ»+ «има») – пять-шесть-семь!

«вороватые» – «оро» – восемь!

«наконец» (много нельзя – слитно) – девять!

Сразу же перейдем к более «сложным» моделям. Наши действия все те же:

1. Счет пауз (их здесь 6).

2. Задаем вопросы к союзным оборотам и ставим рамки. Его спросили о чем? откуда он идет и он ответил что?

что он идет из зоопарка а почему? потому что он не хотел а чего не хотел? чтобы все знали а чего знали? откуда он идет на самом деле.

Проверка: убрать обороты, смотри остаток («голова-хвост»). Его спросили, и он ответил.


А теперь – внимание! Эту модель мы решили всего в два (!) действия. (Проверку «голова-хвост» можно считать третьим действием, но лучше не считать: проверка – это контроль правильности действий, а их все-таки – два.) На практике (то есть во время занятия) все это занимает времени ровно столько, сколько его уходит на чтение предложения вслух, – и не более того. То есть вообще всего-ничего.


Более того: все это к тому же еще и является последовательным подчинением (не параллельным и однородным!) то есть данная модель – это сложное предложение с разными видами связи (сочинительной и подчинительной, где подчинительная связь является последовательной. Состоит из стольких-то частей и так далее. К такимпредложениям ШП движется годами. Чтобы освоить такую модель, надо понять все то, что было написано выше курсивом. Нарисовать схему (или она уже нарисована, и тогда в ней надо разобраться, что к чему)

СТОП! Все это не для нас. Мы занимаемся альтернативной паузной речевой пунктуацией, и все (любые) предложения мы решаем в 2 действия (третье – проверка). То, что написано выше курсивом, следует зачеркнуть. У нас другая программа. И сейчас у нас такая задача: предотвратить общие «системные» ошибки, которые делают многие из тех, кто пытается следовать правилам из учебников.

Учимся на простых примерах – на элементарных моделях. Ничего нового: все те же уже известные действия.


Правильные действия

Внимание на паузы.

1. Есть ли тут паузы? Если есть, то сколько? Есть – их две.

2. На паузе – зададим вопрос, ответим на него все фразой и поставим рамки.

– Аркадий Иванович вернулся в город когда?

– Когда лето подходило к концу.

Рамка попала в паузы – запятые на рамке – и поставим цифры – номера запятых: раз – и особенно – два!

Запятых должно быть две!

Особенно следить вторую!

Тем более перед «и»!

Все остается в силе!

И проверка («голова-хвост»): убрать союзный оборот, смотри остаток.

Аркадий Иванович вернулся в город и сразу же позвонил знакомому директору школы.

Внимание на паузы: есть ли паузы? Если есть, то сколько? Есть: одна.

– Аркадий Иванович вернулся в город когда?

Отвечать всей фразой! Не тормозить!

– Когда везде ввели запрет на курение и когда с улиц уже исчезли все табачные ларьки. (Одна запятая)

Проверка: Аркадий Иванович вернулся в город.

Внимание, вопрос к тебе: покажи место, где ошибка возможна: там – системная ошибка (характерная для большинства).

Напоминаю: все мои вопросы очень простые, правильный ответ – это быстрый ответ!

Конечно, ты сразу понял, о чем идет речь. Вот это место: после слова «курение»! Именно здесь ставят неправильную запятую:

«Проверка»: Аркадий Иванович вернулся в город и когда с улиц уже исчезли все табачные ларьки.

Проверка «голова-хвост» не срослась – фраза корявая, проверки нет.

– В чем ошибка и из-за чего?

– А в том, что отвечать на вопрос надо всей фразой – не тормозить! А они затормозили. Вот и повис хвост.

– Из-за чего? Из-за правил, конечно.

Все системные ошибки возникают из-за правил – особенно, если где-то рядом союз «и».

Посмотрим на следующую пару примеров. При этом следим все известные нам позиции.

Сколько тут пауз?

нул в хозяйский рюкзачок. (Две паузы).

Вопрос: Ушастому нисколько не хотелось оставаться дома почему?

Ответ: потому что у него были другие планы.

Ответ – в рамку; рамка – в паузах; запятые на рамках – и цифры! Номера запятых: раз, и особенно – два!

Проверка: смотри остаток («голова-хвост»).

Ушастому нисколько не хотелось оставаться дома, и он ловко запрыгнул в хозяйский рюкзачок.

Ничего нового: обычная, известная нам модель:

Запятых должно быть две.

Особенно следи вторую

Тем более перед «и».


Сколько тут пауз?

Проверка: Ушастый не хотел оставаться дома один.

– Где нельзя ставить запятую, которую обычно ставят здесь?

– После слова «скучно»!

Нет проверки: «голова-хвост» не срослись!

– В чем ошибка?

– В том, что нельзя тормозить! Надо отвечать на вопрос всей фразой!

– Ушастый не хотел оставаться дома один – почему?

– Потому что ему было скучно и все время хотелось пива!

Опасное место обозначим:

Ноль знака! Нет паузы. Нет паузы – нет проблемы. Главное – не тормозить!

Проверка: Дом и сад купил какой-то банкир.


А тут сколько пауз?

Проверка: Дом расселили.

– Где опасное место?

– После слова «капремонт»!

«Проверка»: Дом и которому уже 100 лет, расселили.

Опять не срослось! В чем ошибка?

– Опять затормозили. Хвост повис. Нельзя тормозить!

Ноль знака! Нет паузы. Нет паузы – нет проблемы. Не тормозить!


ППП:

1. Правильно посчитать и обозначить все паузы!

2. Правильно поставить рамки, отвечая на вопросы всей фразой – не тормозить!

3. Делай проверку: смотри остаток («голова–хвост»).


Стык союзов



Учить их не надо, да и смотреть на них тоже особенно нечего. Когда два – любых – союза стоят рядом (мелкие тоже участвуют: «и», например), то ставь между ними запятую, невзирая на отсутствие паузы.

– Сколько в этих фразах пауз? – Две! А запятых сколько? – Три! – Вот это и есть главная новость.

К тому же еще один сомнительный «бонус» к этой теме. Правило: на стыке союзов ставь запятую, но если дальше нет указательного местоимения «то» и местоименного наречия «так». То есть:



В программе БП момент наличия «то» или «так» мы игнорируем. Мы приняли решение им пренебречь. Это – яркий пример синтаксического идиотизма. Он настолько очевиден, что следовать за ним мы предоставим педантам – пусть они объяснят, какой в этом смысл.

Продолжаем наблюдение на простых моделях и элементарных примерах.

Счет пауз: сколько? (Две).

На стыке союзов всегда ставь рамку!

Это важно не для того, чтобы между ними поставить запятую (об этом мы уже договорились заранее) – а для того, чтобы не пропустить следующую!

Есть рамка – делай проверку:

Убирай оборот (союзный) – проверишь не только остаток («голова–хвост»), но и паузу:

Правильная пауза: брат уходил / я посылал – две фразы (о разном).

Ноль знака! (Не посещал и отвечал.)

И ноль знака – в предложении: ложная пауза.


Это были так называемые «сложные конструкции» – предложения с разными видами связи (сочинение с подчинением). Наши действия остаются прежними:

1. Правильно считать и обозначить паузы.

2. Правильно поставить рамки.

3. Делать проверку, смотреть остаток.

Категория: 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Добавил: admin (08.05.2012)
Просмотров: 1182 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, декада русского языка, занимательный русский язык, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0