Вторник, 12.11.2019, 15:54

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Урок 5. «О» или «Ё» после шипящих

Проверь себя: трущ(о/е)ба, чеч(о/е)тка, вооруж(о/е)н, старуш(о/е)нка, луч(о/е)м, холщ(о/е)вый, толч(о/е)ный, ч(о/е)-порный, ш(о/е)пот, крыж(о/е)вник, ш(о/е)рох, зажж(о/е)нный, пораж(о/е)н, изображ(о/е)н ный, ноч(о/е)вка, струч(о/е)к, окруж(о/е)нный, разреш(о/е)нный, туш(о/е)н ка, душ(о/е)нка, боч(о/е)нок, напряж(о/е)нка, лаж(о/е)вый, грош(о/е)вый, деш(о/е) вый, стаж(о/е)р, массж(о/е)р, погруж(о/е)нный, береж(о/е)т, жж(о/е)т, отч(о/е)тливый, пересеч(о/е)н, реш(о/е)тка, ж(о/е)лудь, ж(о/е)сткий, отреш(о/е)нный, одеж(о/е)нка, отмеж(о/е)ван, увлеч(о/е)нный, ж(о/е)лтый, каблуч(о/е)к, свеч(о/е)й, уж(о/е)м, лиш(о/е)нный, камыш(о/е)вый, ш(о/е)лк, раздраж(о/е)н, переж(о/е)г.

В ШП в самом названии темы, рассматриваемой в этой главе, заявлена лишняя позиция, которую договоримся сразу снять. Тема называется так: «О/Ё после шипящих и Ц». Так вот насчет «Ц» и надо договориться. Достаточно прочесть вслух примеры:



Понятно, что так, как во второй колонке, слова можно написать только чтобы пошутить. Первая колонка – варианты отсутствуют, трудности нет, позиция легко.

Поэтому рассматриваем «о/е» только после шипящих (то есть «ж», «ш», «ч» и «щ»).

Делим все слова на две группы.



Это крайне простой алгоритм. В нем применяется уже хорошо знакомый и отработанный навык проверки «скажи иначе». Здесь она нам необходима для того, чтобы сократить количество позиций и множество самых разных слов привести в одну: в позицию «действия».

Лишний раз хочу напомнить, что делать проверку «скажи иначе» надо так, как мы договорились еще в главе «Слитность», – начиная ее словами: «это то, что…» или «это значит…» (а не тупым подбором слов: «сушеный» – «сушить»). Отраженный – это тот, что отразился. Я разлучен с другом – значит мы с ним расстались (или разлучились). Я был поражен ее поступком – я сильно удивился или этот поступок меня поразил и т. д. В «действиях» всегда и везде может быть только одна позиция: только «Ё». Варианты отсутствуют. А вот в «чистых» надо сделать одно простое действие: посмотреть, где трудность: она может быть либо в корне, либо за ним! Хорошо, когда «за ним»: там только «о»! Никаких проверок и правил не применять!

Если в корне – делать проверку по типу «шепот/шептать». Напомню: любая проверка, если она есть, приходит в голову сразу – легко и без усилий Если ее надо искать – значит там проверки нет! «Шелк/шелка», «желудь/желудей», «жесткий/жесть». А вот к «трущобе» и «чопорный» никак ничего не подобрать – так потому что там проверки нет, шорох – там оро, его вообще не надо проверять, блоки не проверяют.

Разгрузим алгоритм от примеров (то был рабочий вариант) и еще раз на него посмотрим.

Делим все слова на две группы.



А теперь вопрос: еще раз посмотри на алгоритм. Здесь три позиции: 1) глаголы, 2) чистые в корне и 3) «за ним».

Какая из них не содержит ничего нового и давно известна всем чуть ли не с начальной школы?

Конечно, вторая («чистые в корне»), это такая же «новость», как про «не» с глаголом. На эту позицию у учащихся старших классов практически ошибок нет! К тому же здесь есть простая проверка. Значит, позицию № 2 можно смело снять с контроля как позицию «легко». Так мы и поступим. Это важно для того, чтобы все свое внимание сосредоточить на фланговых позициях: № 1 и 3! Именно здесь как раз и кроются все ошибки (до обучения по программе «БП», разумеется). Причины все те же: из-за школьных правил. Не буду их сейчас напоминать и оспаривать. У нас другая задача: 1) сократить количество позиций до необходимого минимума и 2) не делать ошибок при письме.

Ну, еще уметь делать верный выбор в решении тестов ЕГЭ, но эта задача как раз-таки не требует никаких дополнительных усилий и легко решается попутно.


Задача. Слова из «Проверь себя» (в самом начале главы) просеять на колонки по образцу, заодно – попутно – исправляя свои ошибки (прямо в книге). Делать text-control.


Только после этого (но никак не раньше!) можешь сверить свои решения с ответом (в приложении).

В качестве «бонуса» к этому алгоритму прилагается регулярный блок «чет». Можешь подставлять к нему разные приставки и тогда его увидишь.




Категория: 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Добавил: admin (08.05.2012)
Просмотров: 2386 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, декада русского языка, занимательный русский язык, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0