Пауза правильная и ложная
Если ты – учащийся 8-го или 9-го
класса (или был им), то ты, конечно, знаешь такие слова как
«обособления», «придаточные предложения», «сложноподчиненные и
сложносочиненные предложения» и так далее.
В нашей программе ничего подобного нет.
Когда люди говорят, произносят вслух
фразу, в речи возникают паузы: иначе быть не может – так устроен речевой
аппарат. Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком –
запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых). Вопрос в том, как их различить. Самое главное – соблюдать порядок действий.
Многие взрослые (родители, которые привели
на консультацию своих чад – учащихся 9-11-х классов), увидев результат
тестирования на запятые, очень недовольны таким итогом и тут же начинают
стыдить своих детей, ставя себя в пример: я не помню правил, но ставлю
знаки на слух, потому что «у меня врожденная грамотность».
Они не правы. Возможно, они слышат паузы
(в отличие от учащихся школ – учащиеся ничего не слышат, а пытаются
вспомнить правила – это и ведет к ошибкам). Но слышать паузу – это
только первое действие. А второе действие – это проверка паузы: пауза бывает правильная и ложная.
Для того чтобы это определить, нужны четкие инструкции и точные проверки.
Пауза правильная и ложная
Прочти вслух эту фразу и посчитай, загибая пальцы, сколько здесь пауз (точка – конец фразы – не в счет).
Речь
– это слова и паузы. Ты, конечно, обычно слышишь слова, а на паузы и
внимания не обращаешь, потому что это тебе ни к чему. Они настолько
естественны, что о них и не думает никто. Но вот я попросила тебя их
сосчитать в этом предложении – и ты сразу определился: здесь 4 паузы.
(Заодно договоримся: знак «пауза» – это
Простой
вопрос: (напоминаю: все мои вопросы простые! И я люблю простые ответы:
самый правильный ответ – это самый быстрый и, следовательно – простой
ответ):
– Что это за первые три паузы?
Скажи первое, о чем ты подумал:
– Это перечисления!
Правильно! Так оно и есть.
Перечисления подтверждаем запятыми (правильные паузы) и снимаем их с контроля! – позиция «легко».
В программе «БЕЗ ПРАВИЛ» (БП) в разделе
«Паузная речевая пунктуация» (ПРП) мы снимаем с контроля все виды
перечислений, а также тему «прямая речь». Перечисления и прямую речь для
особо «продвинутых» читателей мы оставляем для самостоятельного
осмысления.
Четвертая пауза: где она? Там уже есть
ответ: конечно, между подлежащим и сказуемым. Вот это и есть самая
главная ложная пауза. Там она часто бывает, но никогда не подтверждается
запятой. Об этом тебе напомнит кот:
Правый оборот
Все запятые, которые встречаются на твоем пути, делим на 2 группы (а не на 122, как в учебниках):
Правый оборот держит под контролем примерно половину пауз из всех, что есть. Самый первый оборот в ПРП – это правый.
Вот алгоритм на поиск правого оборота (соблюдать точный порядок действий!)
По этой модели отрабатываем алгоритм. Соблюдаем порядок действий:
1. Ищем «слово»: «знакомый» – слово? – Нет.
«Попугай» – слово? – Да.
2. Смотрим вправо.
3. Задаем вопрос «какой?».
Попугай какой?
4. Отвечать всей фразой: ответ – в рамку!
Говорящий по-турецки.
Рамки попали в паузы! Запятые ставь на рамке! Проследи: не рядом, а на них.
Это был правый. Проверка: убираем его из предложения и смотрим остаток («голова-хвост»):
Знакомый попугай сидит на лампе.
Еще пример.
– Сколько здесь пауз?
1. Ищем «слово». «Попугай» – «слово».
2. Смотрим вправо.
3. Задаем вопрос «какой?». Попугай какой?
4. Отвечать всей фразой! Не тормозить!
Довольно прилично говорящий по-турецки о футболе. Ответ – в рамки! Рамки попали в паузы!
Рамки мы ставим для того, чтобы на них поставить запятые.
Проверка: убрать правый, смотри остаток («голова-хвост»). Попугай задумчиво сидит на лампе.
С этой позицией связана главная «системная» ошибка на запятые!
– Сколько здесь пауз?
Ищем «слово»: «мы» – слово? – Да.
«Мы» – какие? Есть ответ? – Нет.
«Встретили» слово? – Нет.
«Попугая» – слово? – Да.
Попугая какого? (отвечать всей фразой, не тормозить): сидящего на ветке и говорящего по-турецки.
Рамки попали в паузы. Ставь на рамках
запятые: раз! – и особенно – два! Особенно следи вторую запятую! Первую
ставят почти все, а вот вторую далеко не все: боятся союза «и».
А зря! Это и есть та самая «системная» ошибка: отсутствует вторая запятая перед союзом.
ППП: Запятых должно быть две! Особенно следить вторую: тем более перед «и»!
Опасный момент: непопадание рамки в паузу.
Это довольно редко бывает, но это надо учесть.
– Сколько здесь пауз?
1. «Самолетик» – слово? – Да.
2. Самолетик какой?
3. Отвечать всей фразой: пригибаемый лучом.
Ответ в рамки! Рамка попала в паузу только в одном месте: после слова «лучом». А после слова «задымился» осталась пустая пауза.
Пауза
– союз – рамка. Рамка важнее паузы: она для этого и ставится, чтобы на
ней ставить запятые. А паузу эту мы сейчас легко проверим, заодно
проверив остаток («голова-хвост»): уберем правый.
Типы правых (сокращение количества позиций).
«Дом» – слово? – Да.
Дом какой?
Который скоро пойдет на капремонт.
Проверка: Дом расселили
«Город» – слово? – Да.
Город – какой?
Где родился писатель.
Проверка: город стоит на Волге.
«Мы» – слово? Да.
Мы какие? – нет ответа.
«В рощу» – слово? – Да.
В рощу какую?
Влажную от дождя.
«Хозяйское» – слово? – Нет.
«Дочка» – слово? – Да.
Дочка какая?
Девочка лет 16.
Проверка: хозяйская дочка принесла чай.
«Короткая» – слово? – нет.
«Борода» слово? – да.
Борода какая?
Немного темнее волос
Проверка: короткая борода украшала его лицо: и т. д.
В грамматике ШП все эти модели – разные:
1 – сложноподчиненные предложения с придаточным определительным;
2 – тоже придаточное определительное;
3 – обособленное согласованное определение;
4 – обособленное распространенное приложение;
5 – обособленное несогласованное определение и т. д.
Неважно. Все это – правые обороты.
Здесь решают:
1. Паузы!
и 2. Вопрос типа «какой?».
И главное: правый (от «слова») едет жестко вправо – то есть вперед! У него нет заднего хода!
Задача I. Счет на слух всех правых.
Задача П. 1. Считать паузы.
2. Писать, ставить паузы и рамки в момент письма.
(Текст «Придорожная сторожка».) |