Суббота, 20.04.2024, 09:12


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [36]
22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ [22]
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ [49]
УРОКИ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ [8]

Главная » Статьи » ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КРУЖКА » 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Урок 14. Правый оборот

Пауза правильная и ложная

Если ты – учащийся 8-го или 9-го класса (или был им), то ты, конечно, знаешь такие слова как «обособления», «придаточные предложения», «сложноподчиненные и сложносочиненные предложения» и так далее.

В нашей программе ничего подобного нет.

Когда люди говорят, произносят вслух фразу, в речи возникают паузы: иначе быть не может – так устроен речевой аппарат. Паузы бывают правильными (те, которые надо подтвердить знаком – запятой) и ложными, где нельзя ставить никаких знаков (запятых). Вопрос в том, как их различить. Самое главное – соблюдать порядок действий.

Многие взрослые (родители, которые привели на консультацию своих чад – учащихся 9-11-х классов), увидев результат тестирования на запятые, очень недовольны таким итогом и тут же начинают стыдить своих детей, ставя себя в пример: я не помню правил, но ставлю знаки на слух, потому что «у меня врожденная грамотность».

Они не правы. Возможно, они слышат паузы (в отличие от учащихся школ – учащиеся ничего не слышат, а пытаются вспомнить правила – это и ведет к ошибкам). Но слышать паузу – это только первое действие. А второе действие – это проверка паузы: пауза бывает правильная и ложная.

Для того чтобы это определить, нужны четкие инструкции и точные проверки.


Пауза правильная и ложная

Прочти вслух эту фразу и посчитай, загибая пальцы, сколько здесь пауз (точка – конец фразы – не в счет).

Речь – это слова и паузы. Ты, конечно, обычно слышишь слова, а на паузы и внимания не обращаешь, потому что это тебе ни к чему. Они настолько естественны, что о них и не думает никто. Но вот я попросила тебя их сосчитать в этом предложении – и ты сразу определился: здесь 4 паузы. (Заодно договоримся: знак «пауза» – это

Простой вопрос: (напоминаю: все мои вопросы простые! И я люблю простые ответы: самый правильный ответ – это самый быстрый и, следовательно – простой ответ):

– Что это за первые три паузы?

Скажи первое, о чем ты подумал:

– Это перечисления!

Правильно! Так оно и есть.

Перечисления подтверждаем запятыми (правильные паузы) и снимаем их с контроля! – позиция «легко».

В программе «БЕЗ ПРАВИЛ» (БП) в разделе «Паузная речевая пунктуация» (ПРП) мы снимаем с контроля все виды перечислений, а также тему «прямая речь». Перечисления и прямую речь для особо «продвинутых» читателей мы оставляем для самостоятельного осмысления.

Четвертая пауза: где она? Там уже есть ответ: конечно, между подлежащим и сказуемым. Вот это и есть самая главная ложная пауза. Там она часто бывает, но никогда не подтверждается запятой. Об этом тебе напомнит кот:



Правый оборот

Все запятые, которые встречаются на твоем пути, делим на 2 группы (а не на 122, как в учебниках):



Правый оборот держит под контролем примерно половину пауз из всех, что есть. Самый первый оборот в ПРП – это правый.

Вот алгоритм на поиск правого оборота (соблюдать точный порядок действий!)


По этой модели отрабатываем алгоритм. Соблюдаем порядок действий:

1. Ищем «слово»: «знакомый» – слово? – Нет.

«Попугай» – слово? – Да.

2. Смотрим вправо.

3. Задаем вопрос «какой?».

Попугай какой?

4. Отвечать всей фразой: ответ – в рамку!

Говорящий по-турецки.

Рамки попали в паузы! Запятые ставь на рамке! Проследи: не рядом, а на них.

Это был правый. Проверка: убираем его из предложения и смотрим остаток («голова-хвост»):

Знакомый попугай сидит на лампе.


Еще пример.

– Сколько здесь пауз?

1. Ищем «слово». «Попугай» – «слово».

2. Смотрим вправо.

3. Задаем вопрос «какой?». Попугай какой?

4. Отвечать всей фразой! Не тормозить!

Довольно прилично говорящий по-турецки о футболе. Ответ – в рамки! Рамки попали в паузы!

Рамки мы ставим для того, чтобы на них поставить запятые.

Проверка: убрать правый, смотри остаток («голова-хвост»). Попугай задумчиво сидит на лампе.

С этой позицией связана главная «системная» ошибка на запятые!

– Сколько здесь пауз?

Ищем «слово»: «мы» – слово? – Да.

«Мы» – какие? Есть ответ? – Нет.

«Встретили» слово? – Нет.

«Попугая» – слово? – Да.

Попугая какого? (отвечать всей фразой, не тормозить): сидящего на ветке и говорящего по-турецки.

Рамки попали в паузы. Ставь на рамках запятые: раз! – и особенно – два! Особенно следи вторую запятую! Первую ставят почти все, а вот вторую далеко не все: боятся союза «и».

А зря! Это и есть та самая «системная» ошибка: отсутствует вторая запятая перед союзом.

ППП: Запятых должно быть две! Особенно следить вторую: тем более перед «и»!

Опасный момент: непопадание рамки в паузу.

Это довольно редко бывает, но это надо учесть.

– Сколько здесь пауз?

1. «Самолетик» – слово? – Да.

2. Самолетик какой?

3. Отвечать всей фразой: пригибаемый лучом.

Ответ в рамки! Рамка попала в паузу только в одном месте: после слова «лучом». А после слова «задымился» осталась пустая пауза.

Пауза – союз – рамка. Рамка важнее паузы: она для этого и ставится, чтобы на ней ставить запятые. А паузу эту мы сейчас легко проверим, заодно проверив остаток («голова-хвост»): уберем правый.

Типы правых (сокращение количества позиций).

«Дом» – слово? – Да.

Дом какой?

Который скоро пойдет на капремонт.

Проверка: Дом расселили

«Город» – слово? – Да.

Город – какой?

Где родился писатель.

Проверка: город стоит на Волге.

«Мы» – слово? Да.

Мы какие? – нет ответа.

«В рощу» – слово? – Да.

В рощу какую?

Влажную от дождя.

«Хозяйское» – слово? – Нет.

«Дочка» – слово? – Да.

Дочка какая?

Девочка лет 16.

Проверка: хозяйская дочка принесла чай.

«Короткая» – слово? – нет.

«Борода» слово? – да.

Борода какая?

Немного темнее волос

Проверка: короткая борода украшала его лицо: и т. д.


В грамматике ШП все эти модели – разные:

1 – сложноподчиненные предложения с придаточным определительным;

2 – тоже придаточное определительное;

3 – обособленное согласованное определение;

4 – обособленное распространенное приложение;

5 – обособленное несогласованное определение и т. д.


Неважно. Все это – правые обороты.

Здесь решают:

1. Паузы!

и 2. Вопрос типа «какой?».


И главное: правый (от «слова») едет жестко вправо – то есть вперед! У него нет заднего хода!


Задача I. Счет на слух всех правых.

Задача П. 1. Считать паузы.

2. Писать, ставить паузы и рамки в момент письма.

(Текст «Придорожная сторожка».)

Категория: 22 УРОКА ИДЕАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ | Добавил: admin (08.05.2012)
Просмотров: 2337 | Теги: внеклассная работа по русскому язык, декада русского языка, занимательный русский язык, факультатив русского язвка, кружок русского языка | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0