После первой твоей победы на границах слов (слитность) жить стало легче, но еще на тебя со всех сторон наступают КВАГИ.
КВАГИ – это неправильное, искаженное написание слов, которые в нашей программе без правил (БП) вполне соответствуют позиции «легко» и «опора на речь».
КВАГИ: правЕльный, диковЕнный, плОкат, привЕлегия, утрОмбовать, симпОтЕзировать, кОлибр.
Опора на речь: правильный, диковинный, плакат, привилегия, утрамбовать, симпатизировать, калибр.
Инструкция:
Бороться с КВАГАми начинай сразу, как
только ты узнал об их существовании. Ничего так не действует на КВАГИ,
как четкая и внятная речь вслух.
Ты поймешь, как действовать, как только у тебя появится материал для наблюдения. Он появится у тебя минут через 15-20, когда ты выполнишь два несложных действия. Они заключаются в следующем:
1-е действие. Сейчас ты напишешь словарный
диктант – так, как умеешь, как получится. Ты должен писать его абсолютно
спокойно, не заботясь о результатах, так как никакую оценку тебе никто
ставить не будет. Более того – тебя это удивит, но это правда – чем
больше ты сделаешь ошибок сейчас в этом словарном диктанте – тем лучше: у
тебя будет больше материала, чтобы сразу же сделать правильный вывод.
2-е действие. Сейчас ты перевернешь страницы, сверишь свой диктант и исправишь сам свои ошибки.
Что делать дальше, узнаешь сразу же, как только выполнишь два этих действия.
Ст(а/о)б(е/и)л(е/и)зация
Утр(а/о)мбовать
Б(и/е)рюзовый
Арм(а/о)тура
Г(е/и)рлянда
Пр(и/е)в(и/е)легия
Л(о/а)б(и/е)ринт
Эк(и/е)п(и/е)ровка
Мульт(и/е)пл(е/и)к(а/о)ц(и/е)оный
Гл(а/о)д(и/е)цинты
Б(а/о)гряный
Тр(и/е)в(и/е)альный
В(и/е)(а/о)дук
Ре(а/о)н(и/е)мация
Респ(е/и)р(а/о)торный
Д(и/е)сс(и/е)дент
Экв(и/е)л(е/и)брист
Ф(а/о)льс(е/и)ф(е/и)кация
Тр(а/о)нкв(е/и)л(е/и)затор
Рег(и/е)он
С(и/е)мп(а/о)т(и/е)зировать
В(е/и)брировать
В(и/е)ртуозный
В(е/и)трина
Аб(и/е)тур(е/и)ент
(А/О)мбр(а/о)зура
(А/О)мпл(е/и)туда
(А/О)ранж(и/е)ровка
(А/О)рт(е/и)куляция
Д(и/е)(о/а)п(а/о)зон
Ижд(е/и)венец
Иллюм(и/е)нация
Ин(и/е)ц(е/и)(а/о)тива
Ин(е/и)ц(е/и)алы
Л(е/и)кв(и/е)дировать
Мун(е/и)ц(е/и)пальный
К(а/о)либр
Трансп(а/о)рант
Д(и/е)сц(и/е)плина
П(о/а)в(е/и)льон
М(и/е)л(е/и)т(а/о)ризм
Исправлять ошибки нужно вот так (точно по инструкции):
То
есть не только надписать сверху своей ошибки правильную букву, но еще
обязательно – и покрупнее, пожалуйста – написать ее рядом со словом. Вот
и все!
Если в этом диктанте ты сделал ошибок
десять или больше – у тебя есть материал для вывода! Этот вывод должен
поразить тебя своей простотой. Не ищи ничего другого, кроме того, что ты
уже и так видишь! А видишь ты то, чего нельзя не заметить. Выскажи
вслух самому себе свои наблюдения (и не бойся!) а затем посмотри на
ответы:
Стабилизация, утрамбовать, бирюзовый,
арматура, гирлянда, привилегия, лабиринт, экипировка,
мультипликационный, гладиолусы, гиацинты, багряный, тривиальный, виадук,
реанимация, рецидивист, реабилитировать, респираторный, диссидент,
эквилибрист, фальсификация, транквилизатор, регион, симпатизировать,
вибрировать, виртуозный, витрина, абитуриент, амбразура, амплитуда,
аранжировка, артикуляция, диапазон, иждивенец, иллюминация, инициатива,
инициалы, ликвидация, муниципальный, калибр, транспарант, дисциплина,
павильон, милитаризм.
Ты все
правильно заметил, ведь ответ у тебя перед глазами. Да, там везде вместо
«О» и «Е» – «А» и «И». Везде только они. Но суть не в этом, а в том,
что все эти «трудные» «словарные» слова (а это они и есть – в них же нет
проверки) пишутся один в один с тем, как они произносятся и слышатся! Именно так, и ни в коем случае не наоборот. То есть слова, которые показались тебе такими «трудными», на самом деле это позиция «легко». Эту позицию мы еще называем «опора на речь».
Скажи их вслух – внятно и четко (ни в коем случае – не по слогам!
Просто скажи вслух так, как они сами без усилий произносятся). Вот так
их и пиши: опора на речь! Это позиция «легко»! Ошибки, которые ты сделал – это и есть КВАГИ. (См. сноску в начале этой главы, если ты забыл, что означает это слово.)
КВАГИ – яркий показатель неуверенности при
письме. Человеку не очень грамотному кажется, что письменная речь и
устная – две большие разницы; он привык думать, что письмо тем и
отличается от речи, что надо писать все наоборот. «Пиджак», «плакат»,
«багряный», «бирюза» – ведь простые слова, без особенностей; но многим
(и очень многим) кажется, что это уж было бы слишком просто: взять и
написать их так, какие они и есть, – как прозвучат и как слышатся; нет,
мол, – рассуждают они, – здесь что-то не то, не может такого быть:
«пЕджак», «плОкат», «бОгряный», «бЕрюза» – вот их выбор. Подавляющее
большинство «трудных» «словарных» слов иностранного происхождения. Они
заимствованы из разных «носителей» – в нашем случае это неважно: не
будем углубляться в дебри происхождения слов – этимологии – у нас другие
задачи. Но главная тенденция – закономерность – вот в чем. Русские
слова их отразили без затей и похожими на то, какими они были, будучи
«иностранными» (тюркскими, латинскими, древнегреческими, французскими,
английскими). Их написание в словарях предельно простое: оно чаще всего
соответствует транскрипции. И таких слов подавляющее большинство:
заимствованные слова превосходят по численности исконные (русские) слова
во много раз.
КВАГИ – самый вредоносный тип ошибок. Они
берут начало в системе школьной грамматики. Как только человек
переступил порог школы на него начинает влиять главная грамматическая
установка в школьном обучении – «несоответствие» речи и письма
(«безударные гласные», зубрежка «словарных» слов без системы и опоры и
т. д.). В результате у большинства учащихся это порождает массу
однотипных ошибок, которые к тому же остаются невыявленными как самые
вредные и опасные. Иначе говоря, их просто никто «не знает в лицо».
Вот они – мнимые грамматизмы – самые
главные и опасные наши враги. «ПравЕльный», «подлЕнный», «истЕнный»,
«кЕрпич», «транспОрант», «остОновка», «преподОвать», «куриННый»,
«сверхЪурочный», «привЕлегия».
А вот ошибки типа «фонетическое письмо»
(«скИлет», «панАрама», «линолИум») к этой группе не относятся – ничего
вредного в них нет и они не опасны. Во-первых, таких слов,
которые пишутся иначе, чем произносятся и смысл которых ты лично знаешь –
а это очень важный момент до крайности мало: настолько, что ими можно
было бы смело пренебречь – в пользу умения писать подавляющее
большинство. Во-вторых, всех уже именно так как раз и научили писать (и
думать) с первого класса: «портфель», «конспект», «бензин», «пенал», «вентилятор», «кровать», «собака»; «коза – козы», «гроза – грозы» и т. д.
Ты сейчас (а эта книга адресована прежде
всего к учащимся старших классов и тем, кто уже закончил школу) никогда
не напишешь «пАртфель», «кАнспект» и «сАбака». Наблюдая и систематизируя
ошибки учеников на огромном количестве примеров, я с уверенностью могу
это утверждать. А вот КВАГИ – это сколько угодно, в больших количествах.
Проведем небольшой эксперимент, во-первых,
ты сможешь проверить себя (сколько всего ошибок ты сделал), во-вторых,
мы сравним качество ошибок.
Выбери правильную букву, лишнюю соответственно зачеркни:
П(о/а)ртфель,
б(е/и)нзин, б(е/и)тон, б(а/о)гряный, б(е/и)рюзовый,
преп(о/а)д(о/а)вать, д(е/и)р(е/и)жер, х(а/о)л(а/о)стяк, оп(а/о)здал,
прив(е/и)легия, к(о/а)нспект, трансп(о/а)рант, к(а/о)мпьютер,
(а/о)ранж(е/и)ровка, с(и/е)нт(е/и)затор, арт(и/е)ллерия, диков(е/и)нный,
утр(о/а)мбовать, к(о/а)либр, ижд(и/е)венец, тр(и/е)в(и/е)альный,
в(и/е)(а/о)дук, к(е/и)р(о/а)син, ст(о/а)д(е/и)он, в(и/е)рн(и/е)саж,
т(и/е)атр, п(а/о)м(е/и)дор, р(е/и)ст(о/а)врация, р(е/и)ц(е/и)д(е/и)вист,
м(и/е)л(е/и)т(а/о)ризм, д(е/и)(а/о)п(а/о)зон,
тр(а/о)нкв(е/и)л(е/и)затор, эк(е/и)п(е/и)ровка,
р(е/и)(а/о)б(е/и)л(е/и)тировать, к(о/а)мпресс, г(е/и)(а/о)цинты,
ампл(е/и)туда, мульт(е/и)пл(е/и)к(о/а)ц(е/и)оный, д(и/е)в(а/о)львация,
ин(е/и)ц(и/е)(а/о)тива, п(а/о)зиция.
Теперь ты можешь проверить свой результат:
Портфель,
бензин, бетон, багряный, бирюзовый, преподавать, дирижер, холостяк,
опоздал, привилегия, конспект, транспарант, компьютер, аранжировка,
синтезатор, артиллерия, диковинный, утрамбовать, калибр, иждивенец,
тривиальный, виадук, керосин, стадион, вернисаж, театр, помидор,
реставрация, рецидивист, милитаризм, диапазон, транквилизатор,
экипировка, реабилитировать, компресс, гиацинты, амплитуда,
мультипликационный, девальвация, инициатива, позиция.
Ну как?
А теперь следующее действие: слова, где ты сделал ошибки, выпиши в
столбик и исправь ошибки по образцу (так, как мы это уже делали в
словарном диктанте).
Теперь ты сам видишь: практически все твои ошибки на гласные – это именно КВАГИ.
Итак, вторая по значимости задача после
умения писать СЛИТНО – это преодоление КВАГОВ. Ты уже практически решил
эту задачу, потому что мы уже сделали главное: 1) выделили их из потока
всех остальных ошибок в отдельную группу; 2) приглядевшись к ним
внимательно, пришли к выводу: это позиция «легко» – трудности нет –
опора на речь.
Ничего так не действует на КВАГИ, как четкая и внятная речь вслух.
|