Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина» умело включает описание
внешности Кити в рассказ о ее действиях на балу. Для автора важно не
просто описать внешний вид героини, а показать ее эмоциональное
состояние, обусловленное атмосферой бала и подготовкой к нему. В
описании активно используются глаголы. Они не связаны с описанием
событий, а характеризуют состояние Кити, ее отношение к себе и своему
туалету. Динамичность описания органично вводит его в структуру
повествования о событиях на балу, делает легким переход от описания к
повествованию.
"Несмотря на то, что туалет, прическа и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как
будто все эти розетки, кружева, все подробности туалета не стоили ей и
ее домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле,
кружевах, с этою высокою прической, с розой и двумя листками наверху.
Когда старая княгиня пред входом в залу хотела оправить на ней завернувшуюся ленту пояса, Кити слегка отклонилась. Она чувствовала, что все само собою должно быть хорошо и грациозно на ней и что поправлять ничего не нужно.
Кити была в одном из
своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась
кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались; розовые туфли на
высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку. Густые косы
белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все
три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее
руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно
окружила шею. Бархатка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на
свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом
могло еще быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало. В
обнаженных плечах и руках Кити чувствовала холодную мраморность,
чувство, которое она особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не
могли не улыбаться от сознания своей привлекательности.
Не успела она войти в залу и дойти до
тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать
(Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж ее пригласили на вальс,
и пригласил лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии,
знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный
мужчина Егорушка Корсунский. Только что оставив графиню Банину, с
которою он протанцевал первый тур вальса, он, оглядывая свое хозяйство,
то есть пустившихся танцевать несколько пар, увидел входившую Кити и
подбежал к ней тою особенною, свойственною только дирижерам балов
развязною иноходью и, поклонившись, даже не спрашивая, желает ли она,
занес руку, чтоб обнять ее тонкую талию. Она оглянулась, кому передать
веер, и хозяйка, улыбаясь ей, взяла его." |