Для определения механизмов образования текста необходимо
уяснение таких понятий, как прагматическая установка текста и прагматическая
установка автора. Текст как цельное речевое произведение имеет свои
закономерности образования. Текстообразование осуществляется под влиянием
целеустановки самого текста и целеустановки конкретного автора текста. Первое
диктуется самим текстом, его типом, жанром, задачами, которые он реализует.
Второе – всецело связано с авторской модальностью, так как любое сообщение
заключает в себе не только информацию, но и отношение автора к сообщаемой
информации. Последнее особенно важно в установлении прагматики текста,
поскольку связано с интерпретационной стороной текста. Автор не только
формирует собственно текст, но и направляет читателя в его интерпретации
текста.
Прагматическая установка текста исходит из самого текста
– его назначения, его вида, жанра. Например, автор, приступающий к написанию
учебника, заранее знает, каков будет объем текста, какие вопросы и проблемы
надо осветить, в основном какова будет структура будущего текста, каковы
сложившиеся в практике жанровые особенности учебной литературы и методические
приемы подачи материала.
При начале работы над текстом известной бывает его общая
целеустановка – информирование, обучение, инструктирование, декларирование и
т.д. Таким образом, каждый текст имеет свою прагматическую установку. Она и
определяет форму текста, отбор материала, общую стилистику и др. Однако автор
как конкретный субъект, подчиняясь общим правилам построения текста данной
направленности, вносит свои, личностные коррективы в построение текста, т.е.
осуществляет свою, авторскую прагматическую установку.
Обе установки совмещаются, могут накладываться друг на
друга, но могут по каким-то причинам расходиться и даже вступать в
противоречие. Более того, автор может избирать жанр текста, ориентируясь
исключительно на свои личные пристрастия. Например, Л.Н. Толстой предпочитал
монументальные, объемные романы, А.П. Чехов – юмористические зарисовки,
рассказы, в крайнем случае – повесть. Избрав жанр, автор творит сообразно
установкам данного жанра, но может и нарушить каноны жанра, может нарушить
последовательность в раскрытии темы.
Личностное начало, естественно, в большей степени
проявляется в художественном тексте, нежели в тексте учебном и тем более –
справочном, инструктивном и др. Вообще, чем более стандартен текст, тем ярче
выявляются его признаки, тем непреложнее каноны его образования, тем ниже
степень проявления личностного начала. Чем в большей мере ощущается присутствие
«художественности» в тексте, тем сильнее проявляется личностное начало.
Даже в построении абзаца, этого маленького фрагмента
текста, можно обнаружить различие в целеустановках – текстовой и авторской.
Например, абзац в принципе стремится слиться с межфразовым единством, т.е.
стать семантически и структурно завершенной единицей. Однако по воле автора он,
абзац, может разорвать межфразовое единство, преследуя цели эмоционального,
эмфатического плана, или, наоборот, объединить несколько межфразовых единств в
один большой абзац. Так, текст диктует четкое соблюдение композиционной
последовательности в раскрытии темы, а автор, пренебрегая этим правилом,
пытается решить задачу повышения выразительности текста путем применения приема
«неожиданности».
В результате взаимодействия двух прагматических установок
в тексте обнаруживается два вида членения: объективное членение, подчиненное
структурной логике развертывания текста, и субъективное членение, которое либо
усиливает логичность построения текста, либо своеобразно нарушает ее, создавая
смысловые и стилистические эффекты[1]. В последнем случае установка текста и
установка автора расходятся, и автор намеренно использует данный прием с целью
более эффективного воздействия на читателя. В частности, это сказывается на
особенностях абзацного членения текста, всецело подчиненного авторской
установке. |