Писательство начинается с общения, и на нем заканчивается. А это
означает, что надо найти общий язык, благодаря которому удастся
перебросить мост между писателем и читателем. Тебе это удастся только
при условии, что каким-то образом ты станешь на место читателя, влезешь в
его шкуру. Целью редакторских манипуляций является попытка взять мерку с
потребителя. Следует в уме задать ему ряд вопросов: Имеет ли смысл то
или это? А может, лучше было бы использовать какое-то более простое
определение? Связаны ли между собой эти идеи? Достаточно ли информации я
предоставил? Хороший писатель всегда настолько уважает своих читателей, что не поддается лени и сознательно избегает «тумана». «Писатель
должен по — настоящему любить своих читателей. Надо относиться к ним,
как к собственным детям. Надо хотеть, чтобы они хорошо развлекались, и
чтобы у них были интересные, вдохновляющие мысли». Мартин Эмис Раскрытие себя В
написании повести кроется странный парадокс: писатель одновременно
раскрывается и выражает себя. Пока достаточно полно не раскроешься, твоя
работа не будет убедительной, но если ты раскроешься до такой степени,
что читатель почувствует себя лишним, произведение окажется нудным,
эгоистическим и недоступным. Ни на мгновение нельзя забывать о
потребителе, иначе начнешь говорить сам с собой. Жан Поль Сартр называл
писание актом взаимной щедрости писателя и читателя — и он был прав.
Писатель отдает свой труд, увлеченность и что-то вроде наркотика, а
читатель взамен жертвует согласие на доверие, свое время и усилие. «Развитие художника заключается в постоянном самопожертвовании, в постоянном подавлении своего Я». Т. С. Элиот Самопожертвованием
является, например, удаление из повести своих любимых фрагментов,
которые не имеют непосредственной связи с рассказываемой историей,
многократная правка текста, или отказ от высказывания в работе своего
мнения. Писатель, который интересуется только собой, будет интересен
только себе. Такая душевная щедрость ни в коем случае не значит,
что следует быть благородным; в действительности некоторые прекрасные
писатели были известны своей мизантропией, догматичностью и даже
жестокостью. Но это значит, что все должно быть подчинено искусству:
наши самые глубокие убеждения, жажда признания, денег, и даже, как
сказали бы некоторые, здоровье. «Писатель несет ответственность
только перед своим искусством. Если он по — настоящему хороший писатель,
он будет безжалостен… В случае необходимости он без колебания ограбит
собственную мать, потому что „Ода к греческой урне" стоит больше, чем не
знаю сколько старушек». Вильям Фолкнер Попробуй это сделать 1.
Где бы ты ни был, задержись на мгновение. Следующие пять минут вбирай в
себя окружающие виды, звуки и запахи. А потом десять минут пиши,
начиная с «В это мгновение…» Помни, что надо быть точным и конкретным. 2.
Создай список вещей, которые ты хочешь сообщить другим (независимо от
того, действительно ли ты это сделаешь). Это могут быть какие-то события
из твоего прошлого, либо какие-то мысли и чувства. 3. Очередные
пять минут посвяти на то, чтобы сделать список своих личных табу, то
есть таких тем, о которых тебе писать не следует. Это упражнение может
быть особенно полезным, если ты чувствуешь внутреннее сопротивление. А
теперь предназначь десять минут на то, чтобы писать о каком-то из этих
табу. Courage, mon brave! |