Каждая повести обладает временным аспектом, хотя он и не определяет
время ее восприятия, как это происходит в фильме. Независимо от того,
читается ли данная книга пять лет или пять дней, важен темп
рассказываемой истории. Этого можно не понимать, пока пишется — в
состоянии творческого возбуждения ты, вероятнее всего, не будешь
обращать внимания на то, как в повести течет время. Только позже
становится видно, как развивается данная сцена — слишком быстро, или
слишком медленно. Если слишком быстро, то читателю прийдётся ее
перечитать еще раз, чтобы продлить себе удовольствие. Если же слишком
медленно, то повесть начнет «расползаться», читателю станет скучно, и он
будет перескакивать через несколько страниц. Что делать, если
темп слишком быстр? Как замедлить сцену, чтобы при этом не потерять ее
драматический заряд, но и не перегрузить ненужными подробностями? Я вижу
четыре возможности: концентрация внимания на какой-то одной мелочи, т.
е. движение в замедленном темпе, остановка времени через сосредоточение
на описании интерьера, добавление прилагательных и причастий и включение
в сцену диалога. Например: «Она замахнулась, и ударила его по лицу» можно переработать так: «Она
замахнулась — ее тщательно ухоженные ногти показались вдруг такими
длинными, что он успел еще подумать: „От пощечины такая рука заболит
сильнее, чем лицо" — и ударила изо всей силы. — Ай! — вскрикнул он, схватившись за пылающую щеку. „Как я ошибся…" — начал он жалеть себя.» Проще
ускорить сцену: просто сделай все наоборот, и удали все — включая
диалог, — что не связано непосредственно с действием. Таким образом мы
вернемся к варианту «Она замахнулась, и ударила его по лицу», либо
просто «Она ударила его по лицу». Что сделать, если фабула
развивается слишком быстро? Именно в такой ситуации можно ввести
побочный сюжет, либо нового персонажа. Стоит так же создать плоскости
конфликта (смотри главу 3), и на случай, если бы какой-то из них не
хватало, добавить новый источник антагонизма. Только помни, на что бы ты
не решился, — не заполняй повесть ватой, не надувай ее только для того,
чтобы увеличить объем. Может, ты напишешь книжку тонкую, зато она будет
великолепной. «Здравствуй, грусть» Ф. Саган, «Чужой» Камю, «Сиддхарта»
Гессе — это примеры коротких повестей, которым только помешало бы
излишнее раскармливание. |