Для большинства писателей деньги являются помехой в творческом
процессе, но отсутствие денег — это еще большая помеха. Поэтому
издавайся для денег, но пиши с любовью. Если ты не будешь писать с
чувством, рано или поздно это выйдет на явь, потому что от
проницательного читателя ничего не укроется. Наши намерения — скрытые
или явные — отражаются в каждом слове текста. Если твоей главной целью
является публикация, то все, что ты пишешь, будет отмечено этим
желанием, и, как ни иронично это звучит, шансы на издание твоей книги
уменьшатся. Конкуренция в борьбе за читателя огромна (в одной только
Великобритании каждый год появляется около 8000 новых повестей, и число
это постоянно увеличивается), поэтому оригинальность и риск все более в
цене, а автор, который думает исключительно в категориях рынка, редко
показывает эти признаки. Когда думаешь только о том, как
прорваться на литературный рынок, только о коммерческой стоимости
произведения, естественным результатом этого станет низведение повести
до уровня потребительского товара, художественный вес которого
измеряется не в фунтах (фунт — это и денежная единица, и единица веса), а
скорее в унциях. Очень важно создать контакт с читателем, а может, если
мы хотим писать и дальше, это даже самое важное — писатель тоже
вынужден зарабатывать на жизнь. Но есть еще что-то кроме рынка и
рецензентов, некая тайная цена, какой является интегральный характер
творческого акта. Прежде всего, не пиши для чего-то и для кого-то, пиши,
потому что не можешь не писать. Пиши, потому что есть такая правда,
которая требует, чтобы ее выложили на бумаге. Пиши перед лицом
собственной слабости, отчаяния и сомнений, пиши, потому что сам не
знаешь, как писать, и сам не знаешь, во что верить. И пиши для
себя, ради самого удовольствия писать. Пиши, потому что любишь язык,
любишь фантазию, любишь свободу создания мира, хозяином которого
являешься только ты. И только ПОТОМ пиши для других. Некоторым
писателям помогает, если они представляют себе какого-то идеального
читателя, который прислушивается их словам по мере того, как они
появляются на бумаге; другие (включая и меня) имеют только смутное
представление о своих читателях. Важно, чтобы писатель испытывал к
читателю — не важно, будет ли он более или менее абстрактным — любовь и
уважение, потому что для него он тот, кто проницательным взглядом
заметит в работе и вокруг нее самую маленькую фальшь. И на самом конце подумай о редакторах, издателях и рецензентах. «Всю
мою теорию писательства можно выразить одним предложением. Писатель
должен писать для молодых своего поколения, для критиков из старшего
поколения, и для исследователей всех последующих поколений». |