Начинающие писатели часто имеют проблемы с контролированием времени в
повести. Если действие происходит, предположим, в первый, второй и
четвертый день, то что делать с днем третьим? Заполнить ли его тщательно
чем попало, надеясь, что читатель не заметит, что не происходит ничего
важного? Нет. В этом случае самым важным является отбор: некоторые
события так важны, что хочется при них максимально замедлить темп, а
другие совершенно не имеют значения, и их следует вырезать. Читателя не
интересуют события сами по себе (т. е. то, что Фоулер назвал
«рассказыванием»), а только их взаимосвязи между собой (другими словами,
фабула). Если какое-то событие не связано с фабулой, то для своего же
добра лучше удали его. «Драма — это жизнь, из которой вырезали скучные куски». Алфред Хичкок Как
выглядит такое вырезание скучных кусков с технической точки зрения? В
случае большинства писателей очень просто: когда перерыв имеет место
между главами, то следующая начинается словами «Два дня позже», или,
например, «На следующее лето». Если же в границах одной главы появляется
один или два таких перерыва, то лучше всего для обозначения того, что
прошло время, оставить двойное расстояние между абзацами. В других
ситуациях достаточно начать с новой строки. В целом, читатели
оказываются более проницательными, чем мы предполагаем, и обычно без
помощи объяснений типа «два дня позже» справляются с пустотами во
времени повести. Двойной перерыв между строками обычно достаточно ясно
дает понять, что прошло какое-то время, а какое конкретно — это они сами
поймут. А если действие первой главы разворачивается в течение
одного весеннего дня, а действие второй главы длится месяц? Я не думаю,
что это представляет собой какую-то проблему. Читатели успели уже
привыкнуть к капризам литературного времени, и принимают такой способ
представления, считая, видимо, что ничего серьезного за этот период не
случилось. Однако, симметрия и регулярность имеют свои достоинства:
слишком большой временной перерыв может оказаться проблемой для повести.
На такой риск пошел Е. М. Фостер в «Путешествии в Индию», когда плотное
течение действия разорвал двухлетним перерывом. Он не объяснил это
достаточно удовлетворительно, несмотря на то, что книга оказалась
разделена на три части. Ретроспекция Это включение в
сиюминутное действие сцены, которая представляет события, происходившие
раньше, — чаще это встречается в фильмах, чем в повестях. Само создание
такой сцены не вызывает каких-то особых трудностей; кроме другого
времени, она ничем не отличается от остальных сцен. Когда возникают
трудности с соединением прошлого с настоящим, лучше всего довериться
интеллекту читателя; если нет серьезного повода, ради которого должно
быть точно обозначено время события, лучше не обозначать конкретную
дату. В этом случае хватит сигнала в виде новой главы, или нового
абзаца; в случае же, если мы хотим быстро сообщить читателю о нашем
отступлении в прошлое, в первой строке можно подбросить ему какую-нибудь
подсказку. Как видно, нет в этом вопросе каких-то определенных
правил, однако всегда следует помнить, что всякие нарушения в
пространстве и времени повести должны быть мотивированы. Если только
целью их появления не является желание похвастаться технической
виртуозностью, они должны быть очень серьезно связаны с идеей твоей
повести. Редактирование Если появится необходимость
сообщить читателю о том, что произошло в прошлом, а ты не хочешь
нарушать хронологию событий ретроспекцией, можешь воспользоваться
несколькими возможностями. Вот примеры четырех способов ввести прошедшие
события, которые я использовал в повести «Игра за жизнь». Героями здесь
являются некая англичанка «за тридцать», и мужчина, который пустил ее
на ночь в свой дом. Речь «— Ну так расскажи мне что-нибудь о себе, — отозвался он с набитым ртом. — Видно, что ты походишь не отсюда. — Нет. Я живу в Англии, в Лондоне. Здесь я в отпуске.» Проще
всего воспользоваться прямой речью персонажей — мы ведь познаем прошлое
друг друга обычно во время разговора. Только следи за тем, чтобы она не
звучала, как объяснение. Приведенный выше фрагмент диалога я выбрал
потому, что женщина, — хотя читатель об этом не знает, — лжет. Мысли (в форме монолога) или мечты «К
ней вернулась та картина: она лежит в постели, и смотрит, как он
рисует. Суббота. Полоска тени от оконной рамы движется по полу вместе с
тем, как полдень становится все более поздним. Чувствуется сонливость.
Жара, сигаретный дым, усыпляющие звуки улицы… Она склонилась, подняла кисть, и снова принялась за работу.» Я,
кстати, достаточно часто использую мысли героя, чтобы сообщить что-то
новое читателю. Это более непосредственный и честный способ (разве что
рассказчику не следует доверять), который годится так же для передачи
таких мыслей, которые герой предпочел бы сохранить для себя. Конспект «Она
пошла в комнату, чтобы взять дневник, который вела с шестнадцати лет.
Пол считал, что это проявление невроза, но для нее дневник был жизненной
основой и самым верным приятелем.» Такого рода краткое изложение
является, пожалуй, наиболее непосредственной формой передачи информации
о прошлом. Достоинством его есть компактность, но так как он имеет
пассивный характер, слишком частое использование может привести к тому,
что повествование станет слишком скучным. Дневники, письма, газетные вырезки «1 апреля. Похоже,
я снова хочу — вчера встретилась с Полом. Он меня удивил — не
разговаривал неделю, я уже решила махнуть на него рукой, и вдруг
позвонил, чтобы пригласить меня в свою мастерскую на Хаммерсмит Роуд.» Этот
последний прием — аналог посланника, который в греческой трагедии
появляется на сцене, чтобы рассказать о несчастьях, какие произошли за
ее пределами, — есть наиболее бесстыдным, и истрепан так же, как
показывание в фильмах календаря, с которого рука срывает листки по мере
того, как проходит время. Используя его, ты, конечно, не получишь
дополнительные баллы за оригинальность, однако помнить о нем стоит. Как добиться перспективы Во
время редактирования повести надо оставаться в роли читателя, который
взял ее в руки первый раз. Для автора это очень трудно. Джейн Остин
имела привычку откладывать рукопись на год в стол, и только потом читать
ее, одновременно редактируя. Если у тебя столько же терпеливости и
времени, стоит испробовать этот метод. Чем большее время отделяет тебя
от твоей повести, тем лучшей перспективы ты добьешься. Мне вспоминается,
с каким удовольствием я наблюдал в Индии за художниками, которые
рисовали киноафиши. Они рисовали эти гигантские полотна, разложенные на
земле — кинозвезды величиной с дом, лица размером с автомобиль, зубы,
как колпаки на колеса, — а затем втягивали их блоками на здание
кинотеатра. Каким-то чудом картина сохраняла необходимые пропорции. Это
не значит, естественно, что каждый так сможет, поэтому предоставь себе
столько места и времени, сколько можешь. Отдались от повести, прищурься,
и посмотри на нее так, словно видишь ее первый раз в жизни. Только
тогда удастся тебе увидеть, не косят ли у твоего образа глаза, и не
попал ли случаем нос туда, где должно быть ухо. Обратная реакция В
этой фазе работы может пригодится обратная реакция — хорошо обратиться к
кому-то, кто раньше образа не видел. Когда показать свою работу? Лишь
бы не слишком рано. Поначалу лучше руководствоваться собственными
оценками — в конце концов, это ТВОЯ книга, и ТВОЕ видение мира.
Преждевременный показ, которому будут сопутствовать противоположные
мнения, может намешать у автора в голове, комплименты могут его
ослепить, а критика — убить. Следи, так же, кому показываешь свою
работу — выбор несоответствующего человека может быть катастрофическим
для авторов, которые недостаточно уверены в себе. Когда я работаю над
какой-то книгой (включая и эту), то, как правило, уже знаю, кого попрошу
ее прочитать. Семья и близкие друзья не всегда оказываются лучшими
судьями твоей повести: они слишком хорошо тебя знают, и могут оставить
критические замечания при себе, чтобы тебя не ранить. Поэтому я подбираю
разных людей для разных задач: кто-то проверяет мое техническое
мастерство, кто-то психологическую правдоподобность и т. д. Получив
обратную реакцию, внимательно выслушай чужие мнения, но не забывай, что
это только мнения. Никто не может быть абсолютным судьей, а на случай,
если об этом забудешь, прочитай разные рецензии одной и той же повести.
Лучше всего будет, если твое произведение прочитает несколько человек —
так ты сможешь убедиться, есть ли какое-то согласие в оценках. |