Когда ты предоставишь текст своей повести куда надо, вероятнее всего
он окажется в груде таких же текстов, которые ждут своей очереди, то
есть в так называемой «макулатуре». Отбором макулатуры чаще всего
занимается молодая особа (до двадцати пяти лет от роду) из редакции,
либо пенсионер, который работает несколько часов в неделю по договору.
Оба эти человека, в принципе, твои союзники, потому что они очень хотят
найти что-то действительно хорошее — молодое создание хочет наработать
себе фамилию, а может даже, если повезет, добыть «своего» автора, ну а
пенсионер хочет доказать свою необходимость. Если кто-то из них
решит, что твоя повесть достаточно интересна, он передаст ее дальше,
главному редактору, и в результате она появится на какой-то очередной
издательской планерке. Теперь этому редактору придётся не только
доказывать целесообразность принятия твоей повести с точки зрения ее
содержания и коммерции, но так же высказать уверенность, что ты, как
автор, внушаешь надежды, и что в будущем от тебя будет польза для фирмы
(о чем ты уверяешь в своем письме). Появится так же вопрос, легко ли
будет рекламировать твое произведение — а это во времена, когда каждая
новая повесть нуждается в максимальной поддержке, является необычайно
важным аргументом. На этом этапе издатели часто хотят встретиться с
автором, до того, как примут окончательное решение. Следующий
этап — это долго ожидаемый телефонный звонок от издателя с предложением
опубликования (либо, если повесть требует введения существенных
изменений, предложение встречи, во время которой можно будет обсудить
все вопросы). Ты получишь предложение аванса в счет гонорара, то есть
определенной суммы, которая будет выплачена, как правило, в нескольких
частях: первая после подписания договора, вторая после окончательного
принятия повести в печать, третья после появления первого издания в
твердой обложке, и четвертая, примерно через год, после издания в мягкой
обложке. Предоплата не возвращается, и ее величина умещается в границах
ожидаемой будущей прибыли от продажи твоей книги. Больше денег ты
получишь только тогда, когда твой процент прибыли (обычно он составляет
10 % цены книги) достигнет величины аванса. Если до этого дойдет, ты
начнешь получать свои 10 %, а в некоторых случаях, когда продажа
превысит определенную границу, даже 15 %. Если книга не принесет большой
прибыли, полученный аванс возвращать не придётся. Когда ты
согласишься на условия и подпишешь договор, пройдет около года до того
момента, как твоя книга появится на полках книжных магазинов. Печать и
переплет в случае необходимости могут быть закончены быстро, но с
повестями обычно не торопятся, поэтому и твоей придётся ждать своей
очереди, чтобы показаться на рынке в тот момент, который обеспечит ей
внимание прессы и читателей. За это время надо пройти два этапа:
коррекция и проектирования обложки. После принятия издателем рукописи,
текст должен быть сложен и предоставлен автору для редактирования. Это
не значит, что ты теперь можешь менять все, что угодно в своем
произведении, ты всего лишь обязан найти типографские ошибки и сделать
минимальные поправки. В большинстве договоров есть пункт, в котором
говорится, что если более 10 % подготовленного текста нуждается в
исправлениях, то их стоимость оплачивает автор. Но это не значит, что ты
можешь заменить одно слово на десять. Очень немногие договоры
предоставляют право автору решать на равных с издательством о том, как
будет в конце концов выглядеть книга, но, как правило, серьезные
издательства по крайней мере оговаривают с автором проект обложки, текст
на первой странице обложки (обычно краткое описание) и биографическую
информацию (вторая страница суперобложки). В это же самое время
подключается к работе отдел рекламы. Они вписывают книгу в каталог
издательства и сообщают о ее публикации, посылают текст еще перед его
окончательной редакцией в журналы, чтобы рецензии могли появиться
одновременно с появлением книги на рынке. Если тебе повезло, то
резервируют место на рекламу твоей книги в прессе, высылают экземпляры
важным и серьезным личностям, в надежде, что те будут расхваливать ее, и
эти мнения можно будет напечатать на обложке. И наконец
приближается день выхода книги. Только очень немногим писателям
организуют в эту честь приемы, только немногих осаждают журналисты,
поэтому не ожидай слишком многого от этого дня. Мир не дожидался твою
книгу, затаив дыхание — это ты ее ждал. Дорога писателя усыпана
победами, а вид собственной книги на полке книжного магазина — самое
большое из них. Используй каждую каплю наслаждения, какое приносит
«овеществлённая» повесть. А потом приходят рецензии. Что бы не писали о твоей книге, всегда помни, это только мнения отдельных людей. «Спрашивать писателя, что он думает о критиках, это все равно, что спрашивать фонарный столб, что он думает о псах». Кристофер Хэмптон |