|
В разделе материалов: 1699 Показано материалов: 121-150 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 56 57 » |
Сороковые годы были эпохой сильного, хотя и не
видного брожения. Мы еще и теперь во многом продолжаем жить за их счет. В
это время интеллигентная русская мысль приняла новую форму, новую форму
приняла и литература. |
Из времени пребывания Достоевского в Сибири
(после каторги) мы пропустили один эпизод – если и не особенно, быть
может, важный, то все же, надо думать, очень характерный. Мы разумеем
любовь к M. Д. Исаевой, закончившуюся женитьбой на ней Достоевского в
Кузнецке. |
8 июня 1871 года, не видя никакого выхода из
затруднительных денежных обстоятельств и в то же время чувствуя, что
оставаться долее за границей невыносимо, Достоевские вернулись в
Петербург. |
Что же дал нам Федор Михайлович Достоевский как
литератор, как общественный деятель? Постараемся ответить на этот вопрос
sine ira et studio. Ho сначала заметим, что этот вопрос вводит нас в самую
трудную область идей, а Достоевский все же, прежде всего, был
художником. |
Имя поэта-мещанина Никитина занимает скромное,
но заметное место в нашей литературе. Правда, это место еще не вполне
определено – произведения Никитина и до сих пор не нашли себе надлежащей
оценки; но поэтические достоинства их признаны уже несомненно, и
некоторые из его стихотворений по справедливости поставлены в один ряд с
лучшими произведениями нашей литературы. |
Никитин вышел из той же мещанско-купеческой
среды г. Воронежа, к которой принадлежал и его даровитый предшественник
А. В. Кольцов. В этом царстве торговли и наживы, темного невежества и
грубых нравов, по-видимому, нет места для каких-либо других, более
благородных стремлений, и переход отсюда в чистую область творчества и
мысли представляется особенно трудным. |
В конце сороковых и в начале пятидесятых годов
Воронеж выделялся своей интеллигенцией среди наших провинциальных
городов. Здесь в это время собралось много питомцев университетов
Московского, Петербургского и Харьковского, занимавших различные
должности по административной и педагогической части. |
Несмотря на известность и популярность, которых Никитин
достиг как поэт, его положение было все-таки тягостным; по профессии он
по-прежнему оставался дворником и обязан был ежедневно погружаться в
бездну мелочных и грязных забот, доставлявших ему постоянные огорчения. |
В 1860 году Никитину было уже 35 лет. Можно сказать, что
только к этому времени его жизненное положение вполне определилось и он
сделался человеком самостоятельным. Та пора, когда человек колеблется в
выборе пути, не зная, к какому берегу он в конце концов причалит, уже
прошла. |
Весна 1861 года началась для Никитина печально:
3-го мая он простудился и должен был слечь в постель. Собственно, это
было следствием той болезни, которая уже несколько лет подтачивала его
силы, по временам только принимая острый характер... |
Никитин не был так счастлив, как другой воронежский
поэт, А. В. Кольцов, нашедший прекрасного истолкователя своих
произведений в лице В. Г. Белинского, который вместе с тем был его
другом и страстным поклонником его поэзии. |
Скудость и неопределенность биографических сведений –
обычное явление в русской литературе относительно как мелких, так и
крупных писателей. Русские читатели нередко бывают свидетелями самых
невероятных приключений, постигающих отечественную печать. |
Предки Островского принадлежали к духовному сословию и
были костромичи. Писатель не забывал о своем местном происхождении и при
случае любил припомнить нравственные черты, отличающие его земляков. |
Литературная деятельность Островского началась
одновременно с казенной службой. Должностные обязанности не мешали ей.
Начинающий писатель вряд ли мог с особенным усердием прилежать к
канцелярской работе. |
Знакомые Островского, одинаково нужные для него,
принадлежали к двум обществам, – и связующим звеном между ними являлась
личность молодого писателя. Он не был исключительно книжным человеком,
он начал самостоятельную жизнь с практической деятельности, и это
счастливое обстоятельство благотворно отразилось на его писательских
опытах. |
Во время пребывания Островского в университете в
литературе самой громкой и лестной славой было окружено имя Белинского и
обширнейшим влиянием пользовался журнал, служивший ему трибуной, –
"Отечественные записки”. |
Островский очень долго работал над первой своей комедией. Банкрот
писался и исправлялся около четырех лет. Еще в 1846 году план пьесы был
совершенно готов и точно определено развитие действия, – целые годы
ушли на обработку частностей. |
Комедия усердно читалась по трактирам – не
только студентами. В трактире у Чугунного моста, привлекавшего самую
разнообразную публику машиной с барабанами, единственной в то время на
всю Москву, ежедневно пьеса читалась вслух каким-то добровольцем. |
Первая комедия, потребовавшая от художника
столь продолжительной работы, будто изощрила его дарование и окрылила
его. В том же 1850 году в "Москвитянине” появляется Утро молодого человека
и автор начинает работать над новой комедией, Бедная невеста. |
Островский кратко и очень скромно отзывается о
важном событии в своей писательской жизни. "Мои пьесы, – пишет он, –
долго не появлялись на сцене. В бенефис Л. П. Косицкой, 14 января 1853
года, я испытал первые авторские тревоги и первый успех. |
В Москве, где комедии Островского пользовались
неизменно шумным успехом, репертуаром заведовал Верстовский. Это был
человек несомненно умный и образованный, но образование его почерпнуто
было исключительно из французских источников. |
Правительственная командировка литераторов для
изучения местностей России в бытовом и промышленном отношении – факт в
высшей степени замечательный в истории русского общества. Он совпал с
началом царствования Александра II и стал следствием деятельности
великого князя Константина Николаевича. |
Главная цель, руководившая Островским в далекой
поездке, заключалась в желании отдохнуть. Вряд ли он чувствовал
особенный интерес к порядкам чужих краев и вряд ли мог питать намерение
изучать западную жизнь и западных людей. |
Мы знаем, сколько огорчений доставили
Островскому даже люди, по-видимому, прежде всего обязанные
благодарностью великому драматическому дарованию. Артисты лучшей русской
сцены или плохо понимали произведения нового драматурга, или не желали
их понимать. |
Наивно устраивая денежные дела, Островский столь же простодушно относился к своему писательскому дару и известности. |
Великое просветительское и преобразовательное движение
мало отразилось на литературной деятельности Островского. В этом
отношении он стоит рядом с другим современным первостепенным художником –
с Писемским. |
"Волки” мужской породы разнообразнее и опаснее. Даже "волчата” весьма часто являются истинной карой для девушек-"овец”. Еще в Бедной невесте
Островский изобразил совсем ничтожного "волчонка”. |
В Москве открывали памятник великому поэту. Торжество
собрало известнейших деятелей современной русской науки и литературы. В
течение двух дней Обществом любителей российской словесности
устраивались заседания и произносились речи в честь родоначальника
русской национальной поэзии. |
Одобрение государем записки Островского о
народном театре естественно завершилось практическим назначением. Во
второй половине 1885 года вопрос был решен окончательно, а еще раньше
Александр III, в первый раз встречая Островского, заявил ему... |
Мы видели – творческая деятельность Островского
начала ослабевать и гаснуть уже за несколько лет до его смерти. Он сам
говорил, что нуждается в сотрудниках, намерен приняться за переводы. |
| |