Имя поэта-мещанина Никитина занимает скромное,
но заметное место в нашей литературе. Правда, это место еще не вполне
определено – произведения Никитина и до сих пор не нашли себе надлежащей
оценки; но поэтические достоинства их признаны уже несомненно, и
некоторые из его стихотворений по справедливости поставлены в один ряд с
лучшими произведениями нашей литературы.
Первые стихотворения Никитина появились в
печати в начале пятидесятых годов и были встречены общим сочувствием и
интересом: воронежского "поэта-дворника” приветствовали как преемника
безвременно угасшего А. В. Кольцова, его земляка, имевшего много общего с
Никитиным по своему происхождению и судьбе. Подобный взгляд
способствовал громкому успеху первых произведений Никитина, и, нужно
сказать, успеху незаслуженному: такие стихотворения, как "Русь”, "Война
за веру” и др., хотя и носили уже признаки таланта, но ни по содержанию,
ни по форме еще ничего оригинального не представляли и были только
подражаниями другим поэтам; истинное дарование Никитина окрепло и
выявилось позже. Но в пору сильного патриотического возбуждения, которое
охватило наше общество в начале Крымской войны, эти стихотворения не
могли не производить впечатление; оно усилилось еще более, когда узнали,
что автор их – мещанин, содержатель постоялого двора в г. Воронеже.
Сравнение между "поэтом-прасолом” Кольцовым, оригинальный талант
которого пользовался уже такой известностью, и новым "поэтом-дворником”
напрашивалось само собой. Но как ни естественно было такое
сопоставление, делавшие его забывали ту простую истину, что одна и та же
почва производит различные растения; все зависит от того, какие семена в
нее запали. Несмотря на одинаковое происхождение, между Никитиным и
Кольцовым в сущности не было почти ничего общего. Кольцов был в полном
смысле сын народа, не воображением только, а умом и сердцем принадлежал
ему, жил одною с ним жизнью. Он почти ничему не учился и был едва
грамотен. Его талант ничем не был обязан образованию или литературе, он
явился сам собой, его воспитали леса, поля и степи, которые в юные годы
окружали поэта. У Кольцова было "много дум в голове, много в сердце
огня”, и эти думы и чувства стремились вылиться в такой свободной форме,
как форма народных песен. Это был талант-самородок, подражать которому
невозможно. "С ним, – говорит Белинский, – родилась его поэзия, с ним и
умерла ее тайна”.
Судьба таланта Никитина совсем иная. Сын
мещанина-торговца, он получил образование сначала в духовном училище,
потом в семинарии; здесь, в особенности под влиянием литературы
сороковых годов и в частности Белинского, которым увлекался молодой
семинарист, у него сложилось мировоззрение, оторвавшее его от той темной
среды, из которой он вышел, и хотя по своему положению Никитин
принадлежал к ней всю жизнь, но умом и сердцем он сделался чужд ей,
смотря на нее сверху вниз, как на материал для своей наблюдательности.
Это породило душевный разлад, не оставлявший Никитина до конца его дней и
доставивший ему много страданий. Искать поэтому в его произведениях
того простого, ясного и непосредственного отражения народной жизни,
которое так привлекательно в поэзии Кольцова, не имеет смысла. Уже в
первых стихотворениях Никитина ничего "самородного” не было; в них виден
писатель более или менее образованный, знакомый с лучшими образцами
литературы, которым он и подражал вначале. Дальнейшее развитие Никитина
совершилось под влиянием кружка просвещенных людей, дружески принявших в
свою среду "поэта-дворника”. Вместе с развитием вырос и определился
талант Никитина; от подражания он переходит теперь в ту сферу, которая
была ему так близка и знакома; эта сфера – жизнь простого народа,
преимущественно бедного городского класса; ее поэтом и защитником всего
обездоленного и страдающего под гнетом нужды и невежества выступил
Никитин в своих проникнутых глубоким чувством и правдой произведениях.
Если уж нужно сравнение, то скорбная муза Никитина по своему характеру
ближе всего к музе Некрасова, и эпитет "печальника народного горя” с
полным правом можно присвоить "поэту-дворнику”, которому это "народное
горе” было так близко.
Жизнь Никитина не содержит никаких выдающихся
событий. Вся она прошла в тесном провинциальном кругу, а большая часть
ее, до выступления на литературное поприще, – в весьма неприглядной
обстановке, в борьбе с лишениями, среди темного люда. Об этом первом
периоде – о воспитании поэта и жизни на постоялом дворе – существуют
только отрывочные сведения. Благодаря своему характеру, замкнутому и
нелюдимому, Никитин не любил рассказывать о себе, а из окружавших его в
это время не нашлось никого, кто оставил бы нам свои воспоминания.
Только после того, как Никитин делается известен в качестве поэта, его
жизнь получает большее освещение. Он привлекает к себе общее внимание,
входит в кружок образованных людей, которые интересуются им и его
развитием. Из этих лиц М. Ф. Де-Пуле, бывший в дружеских отношениях с
Никитиным в последние годы его жизни, написал биографию поэта, которая
служила главным материалом при составлении настоящего очерка. Биография
Де-Пуле при всей своей обстоятельности и ценности – как повествование
человека, близко стоявшего к Никитину, – грешит, однако,
односторонностью и местами видимым пристрастием к поэту, на которого
автор, как и другие члены кружка Второва, смотрел в некотором роде как
на свое детище. Другим важным источником для биографии Никитина служат
его произведения, в которых рассеяно много автобиографических данных. |