Знакомые Островского, одинаково нужные для него,
принадлежали к двум обществам, – и связующим звеном между ними являлась
личность молодого писателя. Он не был исключительно книжным человеком,
он начал самостоятельную жизнь с практической деятельности, и это
счастливое обстоятельство благотворно отразилось на его писательских
опытах. По семейным традициям и по роду своей службы Островский
беспрестанно сталкивался с великим множеством простых русских людей,
"русаков”, как он сам выражался в своей замоскворецкой повести, – и в то
же время по образованию и таланту принадлежал интеллигенции, был одним
из самых блестящих украшений литературного московского мира. Отсюда –
чрезвычайно пестрая толпа "хороших”, "душевных” людей, окружавшая
Островского на первых порах его литературной деятельности.
Местом свиданий приятельского кружка служил трактир
Турина, собственно, одно из его отделений, весьма известное в прошлом
московской литературной жизни, – "Печкинская кофейня”. Здесь собирались
студенты, писатели, торговцы и просто любители веселой интересной беседы
и в особенности русской песни. Среди "русаков” выделялся Иван Иванович
Шанин – торговец из ильинских рядов.
Островский весьма многое позаимствовал у этого
оригинального, богато одаренного "простого человека”. Шанин отличался
редким остроумием, был мастер на бойкую меткую речь, поражал
находчивостью, когда надо было дать яркую характеристику лица или
бытового явления. Некоторые рассказы и оригинальные выражения Шанина
навсегда врезались в память слушателей. Он посвящал своих приятелей в
многообразные тайны гостинодворских дельцов, забавно и талантливо
объяснял, как московские купцы."обделывают” иногородних обывателей,
ловко сбывают им гнилье и лежалый товар. Из бесед того же Шанина наш
кружок друзей и в том числе Островский узнали об одном из
распроcтраненнейших замоскворецких типов – о "купеческом брате”, жертве
загула и пагубных увлечений. Фигура Любима Торцова, следовательно, была
навеяна рассказами бойкого и остроумного купчика. Немало попало в
комедии Островского и отдельных блестящих чисто русских выражений,
слетавших с языка Шанина в разгар приятельской беседы.
И Шанин был не одинок. В кружок входило еще человек пять
молодежи – живой, веселой, искусной на разные затеи и замысловатые
выходки. Приятелей называли компанией "оглашенных”,– но это прозвище
отнюдь не следует понимать в унизительном смысле. Все молодые люди были
заняты каким-нибудь делом, служили, торговали, учились, и всех их
объединяло общее чувство восторга перед новым литературным талантом. В
приятельской беседе веселье било ключом, смех не умолкал, крылатые слова
летели вихрем, каждый старался блеснуть своим искусством – рассказать
историю, изобразить в лицах героя или героиню "неведомой страны”,
именуемой Замоскворечьем.
С поразительной артистической верностью изображалась,
например, молящаяся старуха. Молитве ее мешает собака, она теребит
старуху за подол и намеревается укусить за ногу. Старуха ворчит, собака
лает, старуха отмахивается и продолжает в то же время свою молитву.
Сцена кончается торжеством собаки, она кусает старуху, та ее бьет,
поднимается вой, крик, – и все это одновременно воспроизводится артистом
– к единодушному восторгу публики.
Среди этой публики присутствует Писемский, впоследствии
знаменитый писатель, тогда же – простодушный, по-детски смешливый
наблюдатель. Он надолго запомнит лицедейские упражнения приятелей и
перенесет их в свой роман "Сороковые годы”. Может быть даже с большим
восторгом, чем следовало, он опишет забавные представления молодежи,
окружавшей Островского. Артист, неподражаемо изображавший сцену с
молящейся старухой и собакой, столь же искусно, вместе с другим таким же
художником, воспроизводил голоса животных, целого стада. Именно герои
Писемского подвизаются в подобного рода искусстве, и автор устами
главного действующего лица своего романа восклицает: "Да, это смех –
настоящий, честный, добрый”.
Компания не только сама жила полной, веселой и
возбуждающей жизнью, – она вносила ее всюду, где только являлась,
побуждала других к меткости и остроте выражений, создавала, одним
словом, все ту же своеобразную вдохновляющую атмосферу, какою питался
наш молодой талант. Пьесы Островского переполнены сильными, краткими,
озаряющими определениями явлений и личностей, – он первым внес этот
колорит в русскую литературу. Языковое богатство само плыло в его руки,
чуть не ежедневно он мог собирать перлы, вращаясь в кругу "русаков” и
дыша почвенным московским воздухом. Вот один пример, вполне знакомящий
нас с сутью дела.
В банях у Каменного моста обретался банщик Иван Мироныч
Антонов, человек маленького роста, говоривший фальцетом и отборными
книжными словами. Случилось в банях мыться тому самому артисту, который
так искусно изображал молитву старухи и голоса животных. Вбегая в
раздевальную, он заржал жеребенком. Иван Мироныч заметил, что юноша
"малодушеством занимается”,– Островский не преминул воспользоваться этим
изречением.
И, несомненно, таково происхождение многих крылатых слов, столь обильно рассеянных в пьесах Островского.
Немалую лепту внесла в его творчество и подруга молодой
жизни писателя, Агафья Ивановна. Она была простого происхождения, не
отличалась красотой, не получила образования, но обладала большой
душевной привлекательностью, недюжинным умом и сильным характером. Она
сумела внушить приятелям Островского уважение и любовь, и они в шутку
сравнивали ее с Марфой-Посадницей, – действительно, от нее исключительно
зависел порядок скудного хозяйства Островского. При самых ограниченных
средствах она умела создать довольство и всегда имела чем угостить
друзей хозяина. Беседа их не обходилась без ее участия, и участие было –
деятельное. Агафья Ивановна обладала прекрасным голосом, знала очень
много русских песен и превосходно их пела. Она была драгоценным членом
общества, оказала немалую услугу Островскому как писателю. Купеческий
быт Агафья Ивановна знала до тонкости, глубоко понимала обычаи и нравы
таинственного замоскворецкого царства. Островский внимательно
прислушивался к ее суждениям, высоко ценил ее советы и многое исправлял в
своих пьесах по ее приговору. Свидетели ранней литературной
деятельности Островского приписывают Агафье Ивановне большую долю
участия в комедии Свои люди – сочтемся!– особенно в том, что
касается ее содержания и внешней обстановки. Вообще, по всем данным,
Агафья Ивановна представляется личностью незаурядной, привлекательной и
интересной. Друзья Островского навсегда сохранили о ней самые лестные
воспоминания.
Таковы чисто русские самобытные влияния, пережитые
Островским – автором первых произведений из замоскворецкого быта. Но
рядом с "русаками” писателя окружали люди другого круга – артисты,
студенты, литераторы. Между этими, по-видимому, довольно различными и
пестрыми элементами связующим звеном была всех одинаково горячо
одушевлявшая любовь к русской народности, к народному творчеству, в
особенности к русской народной песне.
Тот же Писемский сохранил яркое воспоминание об этом
увлечении и даже перенес его в один из своих романов, "Взбаламученное
море”. Здесь описывается очень живая сцена, очевидно, беспрестанно
повторявшаяся в студенческом трактире "Британия”.
…Среди шума и оживленных бесед мгновенно все смолкло.
Тертиев поет, – воскликнул студент и, перескочив через
голову другого студента, убежал. Другие устремились за ним. В бильярдной
они увидели молодого белокурого студента, который, опершись на кий и
подобрав высоко грудь, пел чистым тенором:
Кто бы, кто бы моему горю-горюшку помог. Слушали
его несколько студентов. Один из прибежавших на звуки песни шмыгнул с
ногами на диван и превратился в олицетворённое блаженство.
В соседней комнате Кузьма, половой, прислонившись к
притолоке, погрузился в глубокую задумчивость. Прочие половые также
слушали. Многие из гостей-купцов не без удовольствия повернули свои уши к
дверям. Пропетая песня сменилась другой:
Уж ведут-ведут Ванюшу: руки-ноги скованы, Буйная его головка да вся испроломана… Восторги
слушателей не ослабевали. "За душу захватывала русская песня, –
вспоминал потом Горбунов, – в натуральном исполнении Т. И. Филиппова”,– и
именно этого певца изображает Писемский.
Русская песня в кружке Островского пользовалась
исключительным почетом. Искусных певцов разыскивали по всем углам
Москвы, не избегая грязных, шумливых трактиров и погребов. Сюда
собирались доморощенные артисты, игравшие на разных инструментах, и о
некоторых из них так вспоминает Т. И. Филиппов: "Николка-рыжий гитарист,
Алексей с торбаном: водку запивал квасом, потому что никакой закуски
желудок его не принимал. А был артист и "венгерку” на торбане играл так,
что и до сих пор помню”.
Русская народная песня раздавалась не в одних трактирах и
кабачках. Общепризнанный непобедимый артист Т. И. Филиппов перенес ее в
литературные гостиные и паже в светские залы. Здесь восторг охватывал и
самих хозяев, и их прислугу, часто плакавшую от умиления.
Островский разделял общее восхищение. Он и сам обладал
очень красивым тенором, пел превосходно – правда не русские песни, а
романсы. Ему очень льстили его успехи на этом поприще, и в ранней
молодости он готов был гордиться ими по крайней мере не меньше, чем
писательскими. Народная песня произвела на драматурга неотразимое
впечатление. Под ее влиянием не только его художественный талант
обогатился новыми мотивами творчества, но изменилось даже само
миросозерцание Островского. Несомненным отражением народных песен
явилась драма Не так живи, как хочется. Островский очень долго и
тщательно работал над этой пьесой, одушевляя ее поэтическим народным
духом. Какое значение имела в этой работе народная поэзия, показывает
первый набросок пьесы: он переполнен выражениями и целыми стихами,
заимствованными из народных песен.
Но еще существеннее, конечно, вопрос о преобразовании
миросозерцания молодого писателя, то есть видоизменении самой основы его
литературной деятельности. Оно в высшей степени любопытно и составляет
один из важнейших фактов всей жизни Островского. |