Скудость и неопределенность биографических сведений –
обычное явление в русской литературе относительно как мелких, так и
крупных писателей. Русские читатели нередко бывают свидетелями самых
невероятных приключений, постигающих отечественную печать. Особенно
должны быть памятны случаи, связанные с недавней пятидесятилетней
годовщиной смерти Лермонтова. Во множестве "юбилейных” воспоминаний и
биографических очерков беспрестанно встречались недоразумения и ошибки,
казалось бы, совершенно невозможные в работах о поэте, жившем столь
недавно. Родственник и товарищ Лермонтова, предпринимая исправление
чужих ошибок, обнаружил поразительное неведение самых существенных
биографических данных – не знал ни места, ни времени рождения поэта.
Другой биограф сумел запутать исторически подлинный рассказ об
обстоятельствах смерти Лермонтова. К сожалению, полвека, протекшие со
времени кончины гениального поэта, не устранили окончательно
отечественной варварской литературы. И подобные факты, в представлениях
русского читателя, могут сопутствовать едва ли не каждому деятелю
русской словесности.
У нас почти не прививается обычай, столь
распространенный на Западе. Там в распоряжении литературных и
общественных историков имеется неисчерпаемый запас всевозможных
воспоминаний, записок, сообщений, касающихся всех более или менее
значительных явлений прошлого. Почитатели и близкие люди даже
второстепенных талантов непременно стремятся поведать публике историю
своего знакомства с замечательным человеком, передать современникам и
потомству его характеристику, даже мельчайшие подробности его жизни. И
сами знаменитости не страдают излишней скромностью. Они весьма охотно
разрабатывают свои биографии и в чисто художественных произведениях, и в
откровенных беседах о своей жизни. Они, кроме того, весьма часто
оставляют после себя своего рода эстетические завещания – с подробным и
всесторонним выяснением своих художественных стремлений и писательских
задач. И западная публика располагает громадным запасом автобиографий и
поэтических исповедей, составляющих наследство гениальных художников и
просто талантливых писателей.
Совершенно иначе обстоят дела в русской литературе. Как
ее первостепенные представители относились и в большинстве случаев
продолжают относиться к опубликованию своих биографий и вообще сведений о
себе, показывает пример Тургенева. Неоднократно в течение всей его
жизни к нему обращались с запросами насчет биографических данных. Каждый
такой запрос не вызывал в нем приятных чувств, и он заявлял:
"Откровенно говоря, всякая биографическая публикация мне всегда казалась
великой претензией”. И Тургенев решался давать только самые общие,
почти исключительно хронологические данные о своей жизни.
Так же поступал и Писемский, – например, в
биографическом отрывке, разрывающем до последней степени сухие рамки
повествования. От большинства других русских писателей не осталось и
таких скудных материалов. Не поусердствовали возместить эту скудость и
их современники, с которыми они находились в близких отношениях. И
биографу русского писателя, как бы ни была свежа в памяти живущего
поколения его личность и деятельность, приходится на каждом шагу
мириться с обширными фактическими пробелами и крайней отрывочностью
самих фактов.
Участь Островского в этом отношении едва ли не самая
печальная. Со дня его смерти протекло почти тринадцать лет. Он давно
признан великим драматическим талантом, наряду с Гоголем и Грибоедовым.
Его решено почтить памятником по всероссийской подписке. Многие его
произведения стали классическими и столь же необходимыми в воспитании и
просвещении русского юношества, как, например, сочинения Пушкина. И все
это произошло на глазах того самого поколения, которое знало Островского
лично, переживало развитие его таланта, сопутствовало росту его славы. И
в результате – у блестящего и современного нам писателя до сих пор нет
биографии.
Правда, жизнь Островского извне прошла в высшей степени
ровно и спокойно. Она не знала никаких исключительных происшествий и
потрясений, не расцвечена яркими драматическими красками, в ней не
имеется каких-либо сложных психологических или загадочных романических
эпизодов. Жизнь драматурга соответствовала характеру его произведений – в
высшей степени уравновешенному, почти эпическому.
Но внешняя одноцветность и размеренность существования
далеко не свидетельствуют о бессодержательности и отсутствии внутреннего
смысла. Совершенно напротив. Вся энергия богато одаренной природы ушла
именно на обогащение и углубление этого смысла. Художник обладал
необыкновенным нравственным чувством, воспринимая внешний мир и
отзываясь на впечатления художественным творчеством.
Именно у писателя-реалиста эти восприятия должны быть
особенно обильны и глубоки. Каждое его произведение навеяно и внушено
явлениями действительности. Каждое лицо, им созданное, – плод
непосредственных наблюдений, и драматизм положений его героев почерпнут
из многообразных житейских драм, психологически изученных и творчески
воспроизведенных. Легко представить, какое значение имеет иная даже
случайная встреча писателя с историей человеческой жизни, фактом
общественного устройства, вообще все многообразие повседневных
впечатлений.
Все это относится и к Островскому. Он по самому
содержанию своего творчества, основанному на русском быте и типических
характерах, должен был на каждом шагу иметь дело с подлинниками,
то есть с живыми яркими лицами, своей самобытностью одушевлявшими его ум
и талант. И мы знаем, какими сокровищами психологии и драмы обязан
Островский личным знакомствам и встречам, – но знаем, к сожалению,
крайне недостаточно. Более или менее подробные наши сведения касаются
только раннего периода деятельности Островского, – и уже по этим
сведениям мы можем судить о богатстве духовной жизни писателя, о
неразрывной связи его творчества с окружающим миром. Эта связь не
прекращалась до конца, и именно она сохранила за Островским одно из
первых мест в новой русской литературе. Но у нас нет достаточных данных,
чтобы проследить ее исторически и всесторонне оценить ее влияние на
нравственный мир художника. Мы не знаем фактов, вызвавших те или другие
его творческие шаги, и не можем установить меру его проницательности и
то, сколь полно он воспользовался уроками действительности. Ясно,
недостаток в наших сведениях должен отражаться и на нашей оценке самого
таланта драматурга. Критика может быть вполне удовлетворительной и определенной только при тщательно разработанной
Время, несомненно, восполнит много пробелов в биографии
Островского. Именно последние годы дают нам право питать эту надежду. С
1897 года в печати стали появляться в высшей степени ценные сообщения
лиц, близко стоявших к покойному писателю. Воспоминания Т. И. Филиппова и
С. В. Максимова пролили свет на начало литературной работы Островского и
представили правдивую и жизненную картину обстановки, в которой
предстояло развиваться этой работе, обрисовали ряд личностей, глубоко
повлиявших на молодого писателя. В настоящее время нам известно о первых
литературных шагах Островского несравненно больше, чем, например, его
биографу А. Е. Носу. Мы теперь определенно можем судить о среде и обстоятельствах,
оказавших влияние на формирование самих основ его художественного
дарования, и в состоянии дать исторически точный ответ на первый и
важнейший вопрос в критике произведений Островского: почему наш
драматург начал необыкновенно, по выражению Тургенева, то есть в
первой же пьесе обнаружил небывалое до него знание московского
купеческого и народного быта, идеальное уменье владеть своеобразным
русским языком и воспроизводить с одинаковым художественным
совершенством крупные и мелкие черты русской натуры?
Драматург, очевидно, прошел известный путь воспитания,
внушительную житейскую школу, – и нам его друзья рассказали, какую
именно.
Если бы и вся дальнейшая деятельность
Островского стала предметом таких же рассказов, его биограф не имел бы
оснований жаловаться на трудности и черновой, пробный характер своей
работы. Теперь же ему предстоит восстанавливать цельную историю жизни на
основании отрывочных заметок, вроде воспоминаний артистов Бурдина,
Горбунова и Нильского, рассказов личного секретаря Островского,
Кропачева, – живых и правдивых, но касающихся только последних лет его
жизни и, кроме того, совершенно оставляющих в стороне
Островского-писателя, наконец, на основании собственных писем
драматурга. Довольно многочисленны письма к Бурдину и к г-же Мысовской,
но они дают очень мало материала для биографии автора и вообще не
отличаются содержательностью и обилием личных признаний, столь всегда
красноречиво свидетельствующих о настроениях и писателя, и человека.
Важнейшим общим биографическим источником остается, конечно, заметка
самого Островского в альбоме Семевского "Мои знакомые”,– заметка в
высшей степени немногословная, напоминающая краткие послужные списки,
какие давали Тургенев и Писемский своим биографам.
Такими материалами располагаем мы для биографии
Островского. Очевидно, его биография в ее совершенной форме – вопрос
будущего. В настоящее время мы в состоянии осветить более или менее
ярким светом только некоторые моменты в творческой жизни нашего
писателя; насколько возможно при осмотрительном и исчерпывающем
пользовании немногочисленными документами, представить более или менее
последовательный ход творческой деятельности художника, а также
нарисовать по возможности подлинными чертами личность человека.
Мы будем считать нашу задачу выполненной, если
от нас не ускользнет ни одно ценное историческое указание и если нам
удастся каждому из этих указаний отвести надлежащее место и в результате
получить цельное, хотя бы и весьма общее, представление о человеческой и
авторской природе одного из знаменитейших русских писателей. |