Одобрение государем записки Островского о
народном театре естественно завершилось практическим назначением. Во
второй половине 1885 года вопрос был решен окончательно, а еще раньше
Александр III, в первый раз встречая Островского, заявил ему:
– Поручая вашему ведению свои театры, я уверен, что они
будут в хороших руках. Делайте все, что найдете полезным для процветания
их.
1 января 1886 года управляющим императорскими
московскими театрами был назначен А. А. Майков; Островского назначили
заведующим репертуарной частью и начальником театрального училища.
Московские театры получили самостоятельное управление и двух хозяев:
собственно по хозяйственной части и по художественной и учебной.
Важнейшие обязанности легли на Островского, на самом деле единственного
распорядителя театральным делом, – и он немедленно весь отдался своему
долгу.
У него давно уже был намечен целый ряд реформ. Еще
раньше, когда была образована комиссия для пересмотра старых театральных
постановлений и порядков, Островский принял живейшее участие в ее
работе. Тогда же он неутомимо составлял записки, исторические обзоры,
проекты– и особенно хлопотал об учреждении театральной школы.
"Если я доживу до тех пор, – говорил он, – то исполнится
мечта всей моей жизни и я спокойно скажу: ныне отпущаеши раба твоего с
миром!..”
Только что состоявшееся назначение он называл счастьем.
Он почувствовал новый прилив сил, восторженный подъем духа и "с
непогасшею еще страстью” – говорил он – взял на свои плечи новую ношу.
Он прибавлял, что плечи были уже усталые, а ноша тяжела и непосильна. Но
действительно страстная любовь к делу должна была восполнить все немощи
и помочь преодолеть все тяготы.
Прежде всего Островский принялся за вопрос о школе. По
обыкновению, он и на этот счет составил обстоятельную записку.
Театральное училище должно поставлять артистов на императорскую сцену.
Теперь эта сцена вынуждена пополнять свою труппу провинциальными
актерами и даже любителями: явление ненормальное и даже убыточное. Школа
и сцена должны быть неразрывно друг с другом связаны. Из школы ученики
должны поступать на сцену и здесь, среди опытных артистов, завершать
свое художественное воспитание, расти на глазах публики. Театр –
естественное продолжение школы, и так должно быть везде, идет ли речь о
драме или об опере. Не оставил Островский без внимания и балет. Он хотел
обновить его, сообщить ему занимательность с помощью феерий и сказочных
представлений. Наконец, драматург входил и в частные вопросы
театральной службы, тщательно пересмотрел состав лиц, заведующих
постановкой и исполнением пьес, и предпринял немало существенных
преобразований и в этой области.
Работа шла безостановочно, можно сказать – Островский
отдавал ей все свои духовные и физические силы. По временам им
овладевала оторопь перед громадностью и сложностью задачи, и он писал
тогда: "Нет, я чувствую, что у меня не хватает сил и твердости провести в
дело, на пользу родного искусства те заветные убеждения, которыми я
жил, которые составляют мою душу. Это положение глубоко трагическое”.
Но эти настроения не могли заставить Островского
опустить руки. Напротив, после тяжелого раздумья он с новым рвением
набрасывался на работу и сообщал совсем другие вести вроде следующей:
"Вот уже две недели я до самозабвения работаю над преобразованием
театрального училища, а теперь страдаю на экзаменах всякой мелочи обоего
пола”.
Очевидец рассказывает, до каких пределов доходило утомление Островского.
Почти каждый день он являлся домой измученный, с
потухшим взглядом, опускался в кресло и в течение некоторого времени не
мог вымолвить слова…
– Дай мне опомниться, прийти в себя, – начинал он. – Я
сегодня чуть не умер. Мне не хватало воздуха, нечем было дышать…
Ревматизм не позволяет от боли пошевелить руками… Народу, с которым надо
было объясняться, пропасть… Потом доклады – я сегодня подписал
шестьдесят бумаг, – и вот видишь, в каком состоянии воротился домой…
Едва отдохнув, вечером он отправлялся в театр – большею
частью успевал посетить тот и другой, – волновался, видя неисправности, и
дома засыпал беспокойным и тревожным сном.
После нескольких месяцев изнурительного труда Островский
собрался поехать в деревню. Имение это – сельцо Щелыково Кинешемского
уезда – было приобретено еще отцом Островского, по завещанию покойного
досталось его второй жене, и она продала его своему пасынку.
Местность, где расположена усадьба, в высшей степени
живописна, перерезывается тремя речками, окружена лесом, с балкона
барского дома открывается великолепный вид. Островский очень любил
проводить лето в Щелыкове; страстный рыболов и от природы человек с
простыми вкусами, домосед и семьянин, он чувствовал себя в деревне
здоровым и счастливым. Программа жизни была не сложная, но приносила
писателю отдых и ясное, радостное настроение духа: "Читаем, гуляем в
своем лесу, ездим на Сендегу ловить рыбу, сбираем ягоды, ищем грибы…
Отправляемся в луга с самоваром – чай пьем. Соберем помочь, станем песни
слушать, угощение жницам предоставим: все по предписанию врачей и на
законном основании”.
Такая же программа, несомненно, имелась в виду, когда наконец Островский выехал из Москвы 28 мая.
Но уже в день выезда Островский чувствовал себя крайне
плохо. За несколько дней до этого он простудился, ревматические боли
усилились, он уехал в деревню полуживой.
До Кинешмы все шло благополучно, но от города до деревни
пришлось ехать на лошадях, по дурной дороге, в холодную и дождливую
погоду… Больной, видимо, приехал умирать. Несколько дней прожил он среди
ужасных страданий, по целым часам не мог пошевелиться. Утром 2 июня
1886 года его не стало.
Похоронили Островского в селе Бережки, в двух верстах от
Щелыкова. Государь пожаловал на погребение три тысячи рублей, назначил
вдове такую же пенсию и на воспитание детей две тысячи четыреста
ежегодно.
На гроб покойного было возложено много венков от
художественных и общественных учреждений. Московская городская дума 2
июня 1887 года открыла народную читальню имени Островского, а два года
спустя последовало высочайшее соизволение на открытие повсеместно в
империи подписки для сбора пожертвований на памятник Островскому в
Москве. В течение семи лет при Обществе русских драматических писателей
было собрано около тринадцати тысяч рублей, и, несомненно, рано или
поздно память одного из даровитейших и усерднейших тружеников русского
слова будет почтена достойно его таланта и труда. |