В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях
Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это
было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и
крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением
дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины, чего
опять-таки не наблюдалось в пьесах Сумарокова. В решении этого вопроса
большую роль сыграло просветительство, объяснявшее пороки людей их
«невежеством» и неправильным воспитанием.
Влияние на «Недоросль» просветительской литературы сказалось и в
жанровом своеобразии этого произведения. «Недоросль», по словам Г. А.
Гуковского, «полу комедия, полу драма» . Действительно, основа, костяк
пьесы Фонвизина – классицистическая комедия, но она испытала воздействие
западноевропейской «мещанской» драмы, образцы которой дали Дидро, Седен
и Мерсье. Это влияние сказывается в привнесении в пьесу серьезных и
далее трогательных сцен. К ним относятся разговор Правдива со Стародумом
в третьем и пятом действиях и трогательно-назидательные беседы
Стародума с Софьей, а затем с Милоном – в четвертом действии. Слезной
драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также
«страждущей добродетели» в лице Софьи 2. С «мещанской» драмой связан и
финал пьесы, в котором соединились трогательное и глубоко
моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное,
абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает
Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и
неразумную любовь. И это происходит в тот момент, когда Простакова
лишилась всех прав в своем имении: «Погибла я совсем! – восклицает она.-
Отнята у меня власть! От стыда никуда глаз показать нельзя! Нет у меня
сына!»
Чувство, которое испытывают к ней положительные герои – Софья,
Стародум и Правдин,- сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение.
Сострадание вызывает не Простакова – она отвратительна даже в своем
отчаянии,- а попранное, искаженное в её лице человеческое достоинство,
человеческое естество. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума,
обращенная к Простаковой: «Вот злонравия достойные плоды» – т. е.
справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.
В «Недоросле» нет специальных авторских ремарок, касающихся бытовой
обстановки, но сами эти подробности во множестве представлены в пьесе.
Здесь и примеривание кафтана, и подготовка к «сговору», и учебные
занятия Митрофана, и ряд других черт дворянской жизни XVIII в.
У Фонвизина вопрос о просвещенности и невежестве, о хорошем и дурном
воспитании занимает центральное место. «Всему причиной воспитание»,-
заявляет Добролюбов в комедии «Бригадир». Гуманность положительных
героев Фонвизина проистекает из их просвещенных взглядов. Сам образ
мышления положительных героев не позволяет им вести себя грубо, жестоко и
беззаконно. «Воспитание,- указывает Стародум,- дано мне было отцом моим
по тому веку наилучшее». И напротив, пороки отрицательных героев автор
объясняет их дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его
проявлениях. Так, Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать.
Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний.
«Без науки люди живут и жили»,- уверенно заявляет Простакова. Столь же
дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по
их мнению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец
«воеводою был пятнадцати лет… не умел грамоте, а умел достаточек
нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности
оскорблять и обирать зависимых от них людей.
Причиной «злонравия» могут быть и дурные наставники. Иван признается
Советнице в том, что еще до отъезда в Париж он «был на пансионе у
французского кучера, которому должен за «…любовь к французам и за
холодность… к русским». Обучение Митрофана поручено недоучившемуся
семинаристу Кутейнику, отставному солдату Цифиркину и бывшему кучеру,
немцу. Вральману. Но дело не только в учителях. Характер Ч и поведение
Митрофана – естественный результат тех живых примеров, которыми он
окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на
Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает
«матерью данный», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Митрофан
перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям.
Первое действие «Бригадира» автор предваряет пространной ремаркой, в
которой указано, как выглядит дом Советника, где происходят события
пьесы, как одет каждый из героев, чем он занят. «Театр представляет
комнату, убранную по-деревенски. Бригадир, в сюртуке, ходит и курит
табак. Сын его, в дезабилье, кобеняся, пьет чай. Советник, в казакине,
смотрит в календарь… Советница, в дезабилье и корнете, жеманяся, чай
разливает. Бригадирша сидит одаль и чулок вяжет. Софья также сидит одаль
и шьет в тамбуре». По ходу действия герои пьют чай, играют в карты, в
шахматы, загадывают на картах – словом, ведут себя так, как было принято
в дворянских провинциальных домах.
С просветительским мировосприятием органически связана тема
«скотства» помещиков, многократно обыгранная Фонвизиным. Общество
создано для мыслящих, «просвещенных» людей, уважающих законы и помнящих о
своем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитии
стоят столь низко, что их можно уподобить только животным.
|