Роль Фонвизина как художника-драматурга и автора сатирических очерков в
развитии русской литературы огромна, так же, как плодотворное влияние,
оказанное им на множество русских писателей не только XVIII, но и первой
половины XIX столетия. Не только политическая прогрессивность
творчества Фонвизина, но и художественная его прогрессивность определили
то глубокое уважение и интерес к нему, которые достаточно явственно
проявил Пушкин.
Элементы реализма возникали в русской литературе 1770–1790-х годов
одновременно на разных ее участках и разными путями. Такова была
основная тенденция развития русского эстетического мировоззрения этого
времени, готовившего – на первом этапе – будущий пушкинский этап ее. Но
Фонвизин сделал в этом направлении больше других, если не говорить о
Радищеве, пришедшем после него и не без зависимости от его творческих
открытий, потому что именно Фонвизин впервые поставил вопрос о реализме
как принципе, как системе понимания человека и общества.
С другой стороны, реалистические моменты в творчестве Фонвизина были
чаще всего ограничены его сатирическим заданием. Именно отрицательные
явления действительности он умел понять в реалистическом плане, и это
сужало не только охват тем, воплощенных им в новой открытой им манере,
но сужало и самую принципиальность его постановки вопроса. Фонвизин
включается в этом отношении в традицию «сатирического направления», как
его назвал Белинский, составляющего характерное явление именно русской
литературы XVIII столетия. Это направление своеобразно и едва ли не
раньше, чем это могло быть на Западе, подготовляло образование стиля
критического реализма. Само по себе оно выросло в недрах русского
классицизма; оно было связано со специфическими формами, которые
приобрел классицизм в России; оно в конце концов взорвало принципы
классицизма, но его происхождение от него же очевидно.
Фонвизин вырос как писатель в литературной среде русского
дворянского классицизма 1760-х годов, в школе Сумарокова и Хераскова. На
всю жизнь его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток
влияния этой школы. Рационалистическое понимание мира, характерное для
классицизма, сильно сказывается в творчестве Фонвизина. И для него
человек – чаще всего не столько конкретная индивидуальность, сколько
единица в социальной классификации, и для него, политического мечтателя,
общественное, государственное может целиком поглотить в образе человека
личное. Высокий пафос социального долга, подчиняющий в сознании
писателя интересы к «слишком человеческому» в человеке, и Фонвизина
заставлял видеть в своем герое схему гражданских добродетелей и пороков;
потому что и он, как другие классики, понимал самое государство и самый
долг перед государством не исторически, а механистично, в меру
метафизической ограниченности просветительского мировоззрения XVIII
столетия вообще. Отсюда, Фонвизину были свойственны великие достоинства
классицизма его века: и ясность, четкость анализа человека как общего
социального понятия, и научность этого анализа на уровне научных
достижений его времени, и социальный принцип оценки человеческих
действий и моральных категорий. Но были свойственны Фонвизину и
неизбежные недостатки классицизма: схематизм абстрактных классификаций
людей и моральных категорий, механистичность представления о человеке
как конгломерате отвлеченно-мыслимых «способностей», механистичность и
отвлеченность самого представления о государстве как норме социального
бытия.
У Фонвизина многие персонажи строятся не по закону индивидуального
характера, а по заранее данной и ограниченной схеме морально-социальных
норм. Мы видим сутягу, – и только сутягу Советника; галломана Иванушку, –
и весь состав его роли построен на одной-двух нотах; солдафона
Бригадира, но, кроме солдафонства, и в нем мало характерных черт. Таков
метод классицизма – показывать не живых людей, а отдельные пороки или
чувства, показывать не быт, а схему социальных взаимоотношений.
Персонажи в комедиях, в сатирических очер-, ках Фонвизина
схематизируются. Самая традиция называть их «значащими» именами
вырастает на основе метода, сводящего содержание характеристики
персонажа по преимуществу к той самой черте, которая закреплена его
именем. Появляется взяточник Взяткин, дурак Слабоумов, «халда» Халдина,
сорванец Сорванцов, правдолюбец Правдин и т.д. При этом в задачу
художника входит именно не столько изображение отдельных людей, сколько
изображение социальных отношений, и эта задача могла выполняться и
выполнялась Фонвизиным блестяще. Социальные отношения, понятые в
применении к идеальной норме государства, определяли содержание человека
только критериями этой нормы.
Субъективно дворянский характер нормы государственного бытия,
построенной школой Сумарокова–Панина, определил и черту, характерную для
русского классицизма: он органически делит всех людей на дворян и
«прочих». В характеристику дворян включены признаки их способностей,
моральных наклонностей, чувств и т.п., – Правдин или Скотинин, Милон или
Простаков, Добролюбов или Дурыкин; такова же дифференциация их
характеристик в тексте соответствующих произведений. Наоборот, «прочие»,
«неблагородные» характеризуются прежде всего своей профессией,
сословием, местом в системе общества, – Кутейкин, Цыфиркин, Цезуркин и
т.д. Дворяне для этой системы мысли все же люди по преимуществу; или – у
Фонвизина – наоборот: лучшие люди должны быть дворянами, а Дурыкины –
дворяне лишь по имени; остальные выступают в качестве носителей общих
черт своей социальной принадлежности, оцениваемой положительно или
отрицательно в зависимости от отношения данной социальной категории к
политической концепции Фонвизина, или же Сумарокова, Хераскова и т.д.
Для писателя-классициста типично самое отношение к традиции, к
отстоявшимся ролям-маскам литературного произведения, к привычным и
постоянно повторяющимся стилистическим формулам, представляющим собою
отстоявшийся коллективный опыт человечества (характерно здесь
антииндивидуалистическое отношение автора к творческому процессу). И
Фонвизин свободно оперирует такими готовыми, данными ему готовой
традицией формулами и масками. Добролюбов в «Бригадире» повторяет
идеальных влюбленных комедий Сумарокова, Советник подьячий пришел к
Фонвизину из сатирических статей и комедий того же Сумарокова, так же
как петиметрша-Советница фигурировала уже в пьесах и статьях до
фонвизинской комедии. Фонвизин, в пределах своего классического метода,
не ищет новых индивидуальных тем. Мир представляется ему давно
расчлененным, разложенным на типические черты, общество –
расклассифицированным «разумом», предопределившим оценки и застывшие
конфигурации «способностей» и социальных масок. Самые жанры отстоялись,
предписаны правилами и продемонстрированы образцами. Сатирическая
статья, комедия, торжественная похвальная речь высокого стиля (у
Фонвизина – «Слово на выздоровление Павла») и т.д. – все незыблемо и не
требует изобретательства автора, задача его в этом направлении –
сообщить русской литературе лучшие достижения мировой литературы; эта
задача обогащения русской культуры тем успешнее решалась Фонвизиным, что
он понимал и чувствовал специфические черты самой русской культуры,
преломлявшей по-своему то, что шло с Запада.
|