Писательство в
древней Руси не признавалось как вид деятельности. Писателей вовсе не было,
были только «книжники». Чтение книг («книжное почитание») считалось почтенным и
поучительным занятием, но новые литературные произведения писались только
тогда, когда в них возникала практическая нужда. Греческая гуманистическая
традиция, столь живая в Константинополе, не была передана России, и следы
какого бы то ни было знакомства русского духовенства хотя бы с именами древних
авторов ничтожны.
Художественная
литература составляла очень незначительную часть того, что читали в древней
Руси. Когда русскому книжнику хотелось почитать, то он обращался к священным
книгам и к поучительным сборникам. Если ему хотелось философии, то он брал
книги мудрости Библии и Иоанна Златоуста; хотелось поэзии – брал псалмы;
хотелось занимательных историй – брал жития святых. В новых
литературных измышлениях не было нужды. Как и на Западе в средние века,
переписывание книг считалось богоугодным делом и вершилось главным образом
монахами, особенно в домосковские времена.
Книгопечатание было
введено в России очень поздно. Первая напечатанная на территории России (в Москве)
книга появилась в 1564 г.
Даже после введения печатного станка цена печатания была так высока, а
печатников было так мало, что только важнейшие книги (Библия, литургические
книги, уставы и официальные инструкции) могли быть напечатаны. До самой
середины XVIII века хождение имели в основном рукописи, а не печатные книги.
Только в царствование Екатерины на русском книжном рынке перестали
господствовать средневековые условия.
Если судить только с
точки зрения литературы, то древнерусская цивилизация не может не показаться
бедной. Но будет неверно видеть в литературе ее главное выражение. Сама природа
этой цивилизации, традиционная и ритуальная, избегает литературной
оригинальности. Истинное свое выражение художественный и творческий гений
древней Руси нашел в архитектуре и живописи, и тому, кто хочет определить
подлинную ценность этой цивилизации, надо обратиться не к истории литературы, а
к истории искусства. Читателю этой главы следует иметь это в виду.
|