Текст пространствен, т.е. элементы текста обладают
определенной пространственной конфигурацией. Отсюда теоретическая и
практическая возможность пространственной трактовки тропов и фигур,
структуры повествования. Так, Ц. Тодоров отмечает: «Наиболее
систематическое исследование пространственной организации в
художественной литературе было проведено Романом Якобсоном. В своих
анализах поэзии он показал, что все пласты высказывания... образуют
сложившуюся конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях,
противопоставлениях, параллелизмах и т.п., которые в совокупности
складываются в настоящую пространственную структуру». Подобная пространственная структура имеет место и в
прозаических текстах, см., например, повторы разных типов и систему
оппозиций в романе А.М. Ремизова «Пруд». Повторы в нем — элементы
пространственной организации глав, частей и текста в целом. Так, в главе
«Сто усов — сто носов» трижды повторяется фраза Стены белые-белые, от лампы блестят, будто тертым стеклом усыпаны, а лейтмотивом всего романа служит повтор предложения Каменная лягушка (выделено А.М. Ремизовым) шевелила безобразными перепончатыми лапами, которое обычно входит в сложную синтаксическую конструкцию с варьирующимся лексическим составом.
Исследование текста как определенной
пространственной организации предполагает, таким образом, рассмотрение
его объема, конфигурации, системы повторов и противопоставлений, анализ
таких топологических свойств пространства, преображенных в тексте, как
симметричность и связность. Важен и учет графической формы текста (см.,
например, палиндромы, фигурные стихи, использование скобок, абзацев,
пробелов, особый характер распределения слов в стихе, строке,
предложении), и пр. «Часто указывают, — замечает И.Клюканов, — что
стихотворные тексты печатаются иначе, чем остальные тексты. Однако в
известной мере все тексты печатаются иначе, чем остальные: при этом
графический облик текста "сигнализирует" о его жанровой принадлежности, о
его закрепленности за тем или иным видом речевой деятельности и
принуждает к определенному образу восприятия... Так — "пространственная
архитектоника" текста приобретает своего рода нормативный статус. Эта
норма может нарушаться необычным структурным размещением графических
знаков, что вызывает стилистический эффект».
В узком же смысле пространство применительно к художественному тексту — это
пространственная организация его событий, неразрывно связанная с
временной организацией произведения и система пространственных образов
текста. По определению Кестнера, «пространство в этом случае
функционирует в тексте как оперативная вторичная иллюзия, то,
посредством чего пространственные свойства реализуются в темпоральном
искусстве».
Различаются, таким образом, широкое и узкое
понимание пространства. Это связано с разграничением внешней точки
зрения на текст как на определенную пространственную организацию которая
воспринимается читателем, и внутренней точки зрения рассматривающей
пространственные характеристики самого тек ста как относительно
замкнутого внутреннего мира, обладающего самодостаточностью. Эти точки
зрения не исключают, а дополняют друг друга. При анализе художественного
текста важно учитывать оба этих аспекта пространства: первый — это
«пространственная архитектоника» текста, второй — «художественное
пространство». В дальнейшем основным объектом рассмотрения служит именно
художественное пространство произведения.
Писатель отражает в создаваемом им произведении
реальны пространственно-временные связи, выстраивая параллельно
реальному ряду свой, перцептуальный, творит и новое — концептуальное —
пространство, которое становится формой осуществления авторской идеи.
Художнику, писал М.М. Бахтин, свойствен но «умение видеть время, читать
время в пространственном целом мира и... воспринимать наполнение
пространства не как не; подвижный фон... а как становящееся целое, как событие».
Художественное пространство — одна из форм
эстетической действительности, творимой автором. Это диалектическое
единство противоречий: основанное на объективной связи пространственных характеристик (реальных или возможных), оно субъективно, оно бесконечно и в то же время конечно.
В тексте, отображаясь, преобразуются и носят особый характер общие свойства реального пространства: протяженность, непрерывность – прерывность, трехмерность — и частные свойства
его: форма, местоположение, расстояние, границы между различными
системами. В конкретном произведении на первый план может выступать и
специально обыгрываться одно из свойств пространства, см., например,
геометризацию городского пространства романе А. Белого «Петербург» и
использование в нем образов, связанных с обозначением дискретных
геометрических объектов (куб; квадрат, параллелепипед, линия и др.): Там дома сливались куба ми в планомерный, многоэтажный ряд...
Вдохновение овладевало душою сенатора, когда линию Невског разрезал лакированный куб: там виднелась домовая нумерация...
Пространственные характеристики воссоздаваемых в
текст событий преломляются сквозь призму восприятия автора (повеет
вователя, персонажа), см., например:
...Ощущение города никогда не отвечало месту, где в
нем протекала моя жизнь. Душевный напор всегда отбрасывал его в глубину
описанной перспективы. Там, отдуваясь, топтались облака, и, расталкивая
их толпу, висел поперек неба сплывшийся дым несметных печей. Там
линиями, точно вдоль набережных, окунались подъездами в снег
разрушавшиеся дома...
(Б. Пастернак. Охранная грамота)
В художественном тексте соответственно различаются
пространство повествователя (рассказчика) и пространство персонажей. Их
взаимодействие делает художественное пространство всего произведения
многомерным, объемным и лишенным однородности, в то же время
доминирующим в плане создания целостности текста и его внутреннего
единства остается пространство повествователя, подвижность точки зрения
которого позволяет объединить разные ракурсы описания и изображения.
Средствами выражения пространственных отношений в тексте и указания на
различные пространственные характеристики служат языковые средства:
синтаксические конструкции со значением местонахождения, бытийные
предложения, предложно-падежные формы с локальным значением, глаголы
движения, глаголы со значением обнаружения признака в пространстве,
наречия места, топонимы и др., см., например: Переправа через Иртыш.
Пароход остановил паром... На другой стороне степь: юрты, похожие на
керосиновые цистерны, дом, скот... С той стороны едут киргизы... (М.Пришвин); Через
минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок
и молча сели в запыленную извозчичью пролетку. Отлогий подъем в гору
среди редких кривых фонарей... показался бесконечным... (И.А. Бунин).
«Воспроизведение (изображение) пространства и
указание на него включаются в произведение как кусочки мозаики.
Ассоциируясь, они образуют общую панораму пространства, изображение
которого может перерасти в образ пространства». Образ художественного пространства может носить
разный характер в зависимости от того, какая модель мира (времени и
пространства) существует у писателя или поэта (понимается ли
пространство, например, «по-ньютоновски» или мифопоэтически).
В архаичной модели мира пространство не
противопоставлено времени, время сгущается и становится формой
пространства, которое «втягивается» в движение времени. «Мифопоэтическое
пространство всегда заполнено и всегда вещно, кроме пространства,
существует еще непространство, воплощением которого является Хаос...» Мифопоэтические представления о пространстве, столь
существенные для писателей, воплотились в ряде мифологем, которые
последовательно используются в литературе в ряде устойчивых образов. Это
прежде всего образ пути (дороги), который может предполагать движение
как по горизонтали, так и по вертикали (см. произведения фольклора) и
характеризуется выделением ряда столь же значимых пространственны:
точек, топографических объектов — порог, дверь, лестница, мост и др. Эти образы, связанные с
членением как времени, та и пространства, метафорически представляют
жизнь человека, ее определенные кризисные моменты, его искания на грани
«своего» и «чужого» миров, воплощают движение, указывают на его предел и
символизируют возможность выбора; они широко используются в поэзии и в
прозе, см., например: Не радость Весть стучится гробовая... / О! Подожди сей праг переступить. Пока ты здесь — ничто не умирало, / Переступи — и милое пропало (В.А. Жуковский); Я притворилась смертною зимой / И вечные навек закрыла двери, / По все-таки узнают голос мой, / И все-таки ем опять поверят (А. Ахматова).
Пространство, моделируемое в тексте, может быть открытым изакрытым (замкнутым), см., например, противопоставление этих двух типов пространства в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского: Острог
наш стоял на краю крепости, у самого крепостного вала. Случалось,
посмотришь сквозь щели забора на свет божий: не увидишь ли хоть
что-нибудь? — и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной
вал, поросший бурьяном, а взад и вперед по валу, день и ночь,
расхаживают часовые... В одной из сторон ограды вделаны крепкие ворота,
всегда запертые, всегда день ночь охраняемые часовыми; их отпирали по
требованию, для выпуска на работу. За этими воротами был светлый,
вольный мир...
Устойчивым образом, связанным с замкнутым,
ограниченны» пространством, служит в прозе и поэзии образ стены, см.,
например, рассказ Л. Андреева «Стена» или повторяющиеся образа каменной
стены (каменной норы) в автобиографической повеет А.М. Ремизова «В
плену», противопоставленные обратимому в тексте и многомерному образу
птицы как символу воли.
Пространство может быть представлено в тексте как расширяющееся или сужающееся по
отношению к персонажу или определенному описываемому объекту. Так, в
рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» переход от яви ко сну
героя, а затем снова к яви основан на приеме изменения пространственных
характеристик: замкнутое пространство «маленькой комнатки» героя
сменяется еще более узким пространством могилы, а затем рассказчик
оказывается в ином, все расширяющемся пространстве, в финале же рассказа
пространство вновь сужается, ср.: Мы неслись в темноте и неведомых
пространствах. Я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия.
Было уже утро... Я очнулся в тех же креслах, свечка моя догорела вся, у
каштана спали, и кругом была редкая в нашей квартире тишина.
Расширение пространства может мотивироваться
постепенным расширением опыта героя, познанием им внешнего мира, см.,
например, роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»: А затем... мы узнали
скотный двор, конюшню, каретный сарай, гумно, Провал, Выселки. Мир все
расширялся перед нами... Сад весел, зелен, но уже известен нам... И вот
скотный двор, конюшня, каретный сарай, рига на гумне, Провал...
По степени обобщенности пространственных характеристик различаются конкретное пространство и пространство абстрактное (не связанное с конкретными локальными показателями), ср.: Пахло углем, жженой нефтью и тем запахом тревожного и таинственного пространства, какой всегда бывает на вокзалах (А. Платонов). — Несмотря на бесконечное пространство, в мире было уютно в этот ранний час (А. Платонов).
Реально видимое персонажем или рассказчиком пространство дополняется пространством воображаемым. Пространство, данное в восприятии персонажа, может характеризоваться деформацией, связанной с обратимостью его элементов и особой точкой зрения на него: Тени
от дерев и кустов, как кометы, острыми кликами падали на отлогую
равнину... Он опустил голову вниз и видел, что трава... казалось, росла
глубоко и далеко и что сверх ее находилась прозрачная, как горный ключ,
вода, и трава казалась дном какого-то светлого, прозрачного до самой
глубины моря... (Н.В. Гоголь. Вий).
Значима для образной системы произведения и степень
заполненности пространства. Так, в повести А.М. Горького «Детство» при
помощи повторяющихся лексических средств (прежде всего слова тесный и
производных от него) подчеркивается «теснота» окружающего героя
пространства. Признак тесноты распространяется как на внешний мир, так и
на внутренний мир персонажа и взаимодействует со сквозным повтором
текста — повтором слов тоска, скука: Скучно, скучно как-то особенно,
почти невыносимо; грудь наливается жидким, теплым свинцом, он давит
изнутри, распирает грудь, ребра; мне кажется, что я вздуваюсь, как
пузырь, и мне тесно в маленькой комнатке, под грибообразным потолком.
Образ тесноты пространства соотносится в повести со
сквозным образом «тесного, душного круга жутких впечатлений, в котором
жил — да и по сей день живет — простой русский человек».
Элементы преобразованного художественного
пространства могут связываться в произведении с темой исторической
памяти, тем самым историческое время взаимодействует с определенными
пространственными образами, которые обычно носят интертекстуальный
характер, см., например, роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: И
вскоре я опять пустился в странствия. Был на тех самых берегах Донца,
где когда-то кинулся из плена князь «горностаем в тростник, белым
гоголем на воду»... А от Киева ехал я на Курск, на Путивль. «Седлай,
брате, свои борзые комони, а мои ти готовы, оседлани у Курьска
напереди...»
Художественное пространство неразрывно связано с художественным временем.
Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте выражается в следующих основных аспектах:
1) две одновременные ситуации изображаются в
произведении как пространственно раздвинутые, соположенные (см.,
например, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого, «Белую гвардию» М. Булгакова);
2) пространственная точка зрения наблюдателя (персонажа или Iповествователя)
является одновременно и его временной точкой зрения, при этом
оптическая точка зрения может быть как статичной, так и подвижной
(динамичной): ...Вот и совсем выбрались на волю, переехали мост,
поднялись к шлагбауму — и глянула в глаза каменная, пустынная дорога,
смутно белеющая и убегающая и бесконечную даль... (И.А. Бунин. Суходол);
3) временному смещению соответствует обычно
пространственное смещение (так, переход к настоящему повествователя в
«Жизни Арсеньева» И.А. Бунина сопровождается резким смещением
пространственной позиции: Целая жизнь прошла с тех пор. Россия, Орел,
весна... И вот, Франция, Юг, средиземные зимние дни. Мы... уже давно в
чужой стране);
4) убыстрение времени сопровождается сжатием пространства (см., например, романы Ф.М. Достоевского);
5) напротив, замедление времени может
сопровождаться расширением пространства, отсюда, например, детальные
описания пространственных координат, места действия, интерьера и пр.;
6) течение времени передается посредством изменения
пространственных характеристик: «Приметы времени раскрываются в
пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». Так, в повести А.М. Горького «Детство», в тексте
которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты,
точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени
отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат
переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой,
ср.: К весне дядья разделились... а дед купил себе большой
интересный дом на Полевой; Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив
другой, по Канатной улице;
7) одни и те же речевые средства могут выражать и временные, и пространственные характеристики, см., например: ...обещались
писать, никогда не писали, все оборвалось навсегда, началась Россия,
ссылки, вода к утру замерзала в ведре, дети росли здоровые, пароход по
Енисею бежал ярким июньским днем, и потом был Питер, квартира на
Лиговке, толпы людей во дворе Таврического, потом фронт был три года,
вагоны, митинги, пайки хлеба, Москва, «Альпийская Коза», потом
Гнездниковский, голод, театры, работа в книжной экспедиции... (Ю.Трифонов. Был летний полдень).
Для воплощения мотива движения времени регулярно
используются метафоры и сравнения, содержащие пространственные образы,
см., например: Вырастала уходящая вниз длинная лестница из дней, о
которых никак нельзя сказать: «Прожиты». Они проходили вблизи, чуть
задевая за плечи, и по ночам... отчетливо видно было: зигзагом шли все
одинаковые, плоские ступени (С.Н. Сергеев-Ценский. Бабаев).
Осознание взаимосвязи пространства-времени позволило выделить категорию хронотопа, отражающую
их единство. «Существенную взаимосвязь временных и пространственных
отношений, художественно освоенных в литературе, — писал М. М. Бахтин, —
мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе
"времяпространство")». С точки зрения М.М. Бахтина, хронотоп —
формально-содержательная категория, которая имеет «существенное жанровое
значение... Хронотоп как формально-содержательная категория определяет
(в значительной мере) и образ человека в литературе. Хронотоп имеет определенную структуру: на его
основе вычленяются сюжетообразующие мотивы — встреча, разлука и т.п.
Обращение к категории хронотопа позволяет построить определенную
типологию пространственно-временных характеристик, присущих тематическим
жанрам: различаются, например, идиллический хронотоп, который
характеризуется единством места, ритмической цикличностью времени,
прикрепленностью жизни к месту — родному дому и т.п., и авантюрный
хронотоп, для которого характерен широкий пространственный фон и время
«случая». На базе хронотопа выделяются и «локальности» (в терминологии
М.М. Бахтина) — устойчивые образы, основанные на пересечении временных и
пространственных «рядов» (замок, гостиная, салон, провинциальный городок и пр.).
Художественное пространство, как и художественное
время исторически изменчиво, что отражается в смене хронотопов и связано
с изменением концепции пространства-времени. В качестве примера
остановимся на особенностях художественного пространства в
Средневековье, Возрождении и в Новое время.
«Пространство средневекового мира представляет
собой замкнутую систему со священными центрами и мирской периферией.
Космос неоплатонического христианства градуирован и иерархизирован.
Переживание пространства окрашено религиозно-моральными тонами». Восприятие пространства в Средневековье обычно не
предполагает индивидуальной точки зрения на предмет или; серию
предметов. Как отмечает Д.С. Лихачев, «события в летописи, в житиях
святых, в исторических повестях — это главным образом перемещения в
пространстве: походы и переезды, охватывающие огромные географические
пространства... Жизнь — это; проявление себя в пространстве. Это
путешествие на корабле среди моря житейского». Пространственные характеристики последовательно
символичны (верх — низ, запад — восток, круг и др.). «Символический
подход дает то упоение мысли, ту дорационалистическую расплывчатость
границ идентификации, то содержание рассудочного мышления, которые
возводят понимание жизни до его высочайшего уровня». В то же время средневековый человек осознает себя
еще во многом как органическую часть природы, поэтому взгляд на природу
со стороны ему чужд. Характерная черта народной средневековой культуры —
осознание неразрывной связи с природой, отсутствие жестких границ между
телом и миром.
В эпоху Возрождения утверждается понятие
перспективы («просматривания», по определению А. Дюрера). Ренессансу
удалось полностью рационализировать пространство. Именно в этот период
понятие замкнутого космоса заменяется понятием бесконечности,
существующей не только как божественный первообраз, но и эмпирически как
природная реальность. Образ Вселенной детеологизируется.
Теоцентрическое время средневековой культуры сменяется трехмерным
пространством с четвертым измерением — временем. Это связано, с одной
стороны, с развитием у личности объективирующего отношения к
действительности; с другой — с расширением сферы «я» и субъективного
начала в) искусстве. В произведениях литературы пространственные
характеристики последовательно связываются с точкой зрения
повествователя или персонажа (ср. с прямой перспективой в живописен),
причем значимость позиции последнего постепенно возрастает в литературе.
Складывается определенная система речевых средств, отражающих как
статичную, так и динамичную точку зрения персонажа.
В XX в. относительно стабильная
предметно-пространственная концепция сменяется нестабильной (см.,
например, импрессионистическую текучесть пространства во времени).
Смелое экспериментирование со временем дополняется столь же смелым
экспериментированием с пространством. Так, романам «одного дня» часто
соответствуют романы «замкнутого пространства». В тексте одновременно
могут совмещаться пространственная точка зрения «с птичьего полета» и
изображение локуса с конкретной позиции. Взаимодействие временных планов
сочетается с нарочитой пространственной неопределенностью. Писатели
часто обращаются к деформации пространства, что отражается в особом
характере речевых средств. Так, например, в романе К. Симона «Дороги
Фландрии» устранение точных временных и пространственных характеристик
связано с отказом от личных форм глагола и заменой их формами причастий
настоящего времени. Усложнение повествовательной структуры обусловливает
множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их
взаимодействие (см., например, произведения М. Булгакова, Ю.
Домбровского и др.).
Одновременно в литературе XX в. усиливается интерес к мифо-поэтическим образам и мифопоэтической модели пространства-времени (см., например, поэзию А. Блока, поэзию и прозу А.
Белого, произведения В. Хлебникова). Таким образом, изменения концепции
времени-пространства в науке и в мировосприятии человека неразрывно
связаны с характером пространственно-временного континуума в
произведениях литературы и типами образов, воплощающих время и
пространство. Воспроизведение пространства в тексте определяется также
литературным направлением, к которому принадлежит автор: для
натурализма, например, стремящегося создать впечатление подлинной
деятельности, характерны детальные описания различных локальностей:
улиц, площадей, домов и пр.
Остановимся теперь на методике описания пространственных отношений в художественном тексте.
Анализ пространственных отношений в художественном произведении предполагает:
1) определение пространственной позиции автора (повествователя) и тех персонажей, чья точка зрения представлена в тексте;
2) выявление характера этих позиций (динамическая —
статичная; сверху—снизу, с «птичьего полета» и пр.) в их связи с
временной точкой зрения;
3) определение основных пространственных
характеристики произведения (место действия и его изменение, перемещение
персонажа, тип пространства и др.);
4) рассмотрение основных пространственных образов произведения;
5) характеристика речевых средств, выражающих
пространственные отношения. Последнее, естественно, соответствует
всевозможным этапам анализа, отмеченным выше, и составляет и основу.
Рассмотрим способы выражения пространственных отношений в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание».
Временная организация этого текста неоднократно
привлекала исследователей. Описав различия между «диспозицией» и
«композицией», Л.С. Выготский отметил: «...События соединены и сцеплены
так, что они утрачивают свою житейскую тягость и непрозрачную муть; они
мелодически сцеплены друг с другом, и в своих нарастаниях, разрешениях и
переходах они как бы развязываю стягивающие их нити; они высвобождаются
из тех обычных связей в которых они даны нам в жизни и во впечатлении о
жизни; он отрешаются от действительности...» Сложной временной организации текста соответствует пространственная его организация.
В структуре повествования выделяются три основные
пространственные точки зрения (повествователя, Оли Мещерской и класс ной
дамы). Речевыми средствами их выражения служат номинации
пространственных реалий, предложно-падежные формы : локальным значением,
наречия места, глаголы со значением перемещения в пространстве, глаголы
со значением непроцессуального цветового признака, локализованного в
конкретной ситуации (Дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле); наконец, сам порядок следования компонентов в сочиненном ряду, отражающий на, правление оптической точки зрения: Она [Оля] посмотрела
на молодого царя, во весь рост написанного среди какой-то блистала
тельной залы, на ровный пробор в молочных, аккуратно гофрированных
волосах начальницы и выжидательно молчала.
Все три точки зрения в тексте сближены друг с другом повтором лексем холодный, свежий и
производных от них. Соотнесенность их создает оксюморонный образ
жизни-смерти. Взаимодействие разных точек зрения определяет
неоднородность художественного пространства текста.
Чередование разнородных временных отрезков отражается изменении пространственных характеристик и смене мест действия; кладбище — гимназический сад — соборная улица — кабинет начальницы — вокзал — сад — стеклянная веранда — соборная улица — (мир) — кладбище — гимназический сад. В
ряду пространственных характеристик, как мы видим, обнаруживаются
повторы, ритмическое сближение которых организует начало и конец
произведения, характеризующегося элементами кольцевой композиции. В то
же время члены этого ряда вступают в противопоставления: прежде всего
противопоставляются «открытое пространство — закрытое пространство»,
ср., например: просторное уездное кладбище — кабинет начальницы или
стеклянная веранда. Противопоставлены друг другу и пространственные
образы, повторяющиеся в тексте: с одной стороны, могила, крест на ней,
кладбище, развивающие мотив смерти (гибели), с другой — весенний ветер,
образ, традиционно связанный с мотивами воли, жизни, открытого
пространства. Бунин использует прием сопоставления сужающегося и
расширяющегося пространств. Трагические события в жизни героини связаны с
сужающимся вокруг нее пространством; см., например: ...казачий офицер, некрасивый и плебейского вида... застрелил ее на платформе вокзала, среди большой толпы народа... Сквозные
же образы рассказа, доминирующие в тексте, — образы ветра и легкого
дыхания — связаны с расширяющимся (в финале до бесконечности)
пространством: Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном мире, в этом холодном весеннем ветре. Таким
образом, рассмотрение пространственной организации «Легкого дыхания»
подтверждает выводы Л.С. Выготского о своеобразии идейно-эстетического
содержания рассказа, отразившегося в его построении.
Итак, учет пространственных характеристик и
рассмотрение художественного пространства — важная составная часть
филологического анализа текста.
Вопросы и задания1. Прочитайте рассказ И.А.Бунина «В одной знакомой улице».
2. Выделите ведущую пространственную точку зрения в структуре повествования.
3. Определите основные пространственные
характеристики текста. Как выделяемые в нем места действия соотносятся с
двумя основными временными планами текста (прошлое и настоящее)?
4. Какую роль в организации текста рассказа играют
его интертекстуальные связи — повторяющиеся в нем цитаты из
стихотворения Я. П. Полонского? Какие пространственные образы выделяются
в стихотворении Полонского и в тексте рассказа?
5. Укажите речевые средства, выражающие пространственные отношения в тексте. В чем их своеобразие?
6. Определите тип художественного пространства в рассматриваемом тексте и покажите его динамику.
7. Согласны ли вы с мнением М.М.Бахтина, что «всякое вступлении в сферу смыслов свершается только через ворота хронотопов»? Какие хронотопы вы можете отметить в рассказе Бунина? Покажите сюжетообразующую роль хронотопа. |